Когда мы думаем про композиторов эпохи Барокко, то знакомые имена будто бы проходят перед глазами стройными рядами: Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Франсуа Куперен… и ведь все мужчины, как на подбор. Впрочем, жила в Венеции с 1619 по 1677 годы одна удивительная и крайне необычная женщина по имени Барбара Строцци. Она не только целиком посвятила себя камерному вокальному искусству, но и стала первой женщиной, опубликовавшей свою музыку под своим собственным именем.
Барбара Строцци действительно была важной фигурой музыкального мира Италии в 17-м веке. Еще более удивительной ее биографию делает тот факт, что в то время мужчины безраздельно правили в музыке. Большинству женщин той эпохи приходилось публиковать свои произведения под мужскими псевдонимами. Барбара же, в свою очередь, была человеком крайне независимого склада характера и в одиночку растила четверых детей. Совпадение ли, что именно она стала первой женщиной, опубликовавшей свои композиции под собственным именем? Несмотря на то, что в середине XVII в. Барбара Строцци была в Венеции композитором, партитуры светских произведений которой печатали больше всех остальных ее коллег. Она опубликовала 8 коллекций кантат, в общей сложности более 100 композиций. Она гастролировала в Англии, Австрии и Германии, была известной поэтессой и автором песен. Барбара была внебрачной дочерью одного из представителей известного флорентийского семейства Строцци, поэта Джулио Строцци. Отец признавал ее в качестве своей дочери и поддерживал во всех творческих начинаниях, нанимал ей учителей, а также рекламировал ее музыку и стихи. Она очень любила творчество Монтеверди, который в своих операх и мадригалах, благодаря стилю «seconda practica» («вторая практика»), заложил основу современной музыки.
Музыка Барбары поражает своей выразительностью, едва ли укладывающейся в нормы ранней эпохи Барокко. Она искусно и прекрасно использовала выдержанные мелодические диссонансы в выразительных целях, умело вставляя яркие музыкальные паузы и подчеркивая напряженные моменты, для ее произведений также характерна радикальная орнаментация трагических и скорбных пассажей. За Барбарой признавали высочайшее мастерство игры на лютне, а еще она считалась одной из лучших певиц своего времени. Всего Барбара опубликовала 8 музыкальных сборников.
Песня «Che si puo fare?» написана в вариационной форме passacaglia/пассакалия (вариация басовой линии), для которой характерно повторение четырех нот в нисходящем ре миноре. Этот музыкальный жанр существует и в наши дни, и подобную басовую линию можно часто услышать в блюзе и джазе ХХ в. (например, песня Hit The Road Jack).
Сhe si puo fare? Le stele ribelle non hanno pieta; Se ‘I cielo non da un influsso Di pace al mio penare, Che si puo fare? Что мне делать?
Когда звезды-бунтари не имеют жалости, Когда небо не хочет за меня заступиться, Чтоб уменьшить мое горе, Что мне делать?
Барбара опережала свое время, свою эпоху. Ее невероятный музыкальный талант уступал лишь ее же собственной целеустремленности, упорству и независимости.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев