Online-беседа «Кинозал русской классики» в рамках цикла «Уходящая эпоха».
Классические произведения русской литературы всегда были популярны у советских и российских режиссеров, их снимали трепетно, обстоятельно и с большим уважением. Некоторые из них вошли в «золотой фонд» российского кино и стали любимыми многими зрителями. Мы представим вам некоторые из них в онлайн формате:
«Дворянское гнездо» (1969) по произведениям И. Тургенева режиссер А. Кончаловский. Главный герой - Фёдор Иванович Лаврецкий вернулся в своё поместье из-за границы. Оставив жену в Париже, где прожил с ней одиннадцать долгих лет, он решил возвратиться в родовое гнездо», где его по-прежнему любят и ждут. Лаврецкий морально подавлен и опустошён: легкомысленная жена изменила ему, он истосковался по Родине. Он не вписался в «тамошнее» общество, и теперь поскорее хочет забыть об этом. Сюжет знаменитого романа Тургенева показан в фильме лишь в общих чертах - главная линия фильма - чувственная. В его родных и любимых местах, душевные раны Фёдора Ивановича постепенно затягиваются. Ему встречается юная прекрасная Лиза - дочь двоюродной сестры. Между ними вспыхивает чувство. Кому-то экранизация покажется очень неторопливой. Но именно такое размеренное повествование постепенно раскрывает и показывает зрителю всю гамму чувств и эмоций, которыми охвачен ум главного героя. Музыку к фильму написал наш земляк Вячеслав Овчинников.
«Жестокий романс» (1984) Фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» - одна из лучших экранизаций пьесы Александра Островского «Бесприданница». Необычное прочтение известного романа прекрасным режиссером. Действие разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городке. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая вдова, дворянка, которая делает все, чтобы выдать замуж последнюю из трех дочерей, Ларису, за богатого и знатного жениха. В отсутствие средств она держит открытый дом, рассчитывая, что общество красивой барышни привлечёт холостых мужчин, достаточно богатых, чтобы жениться по любви на бесприданнице. Название «Жестокий романс» появилось само собой - режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам. Но в фильме звучат романсы любимых поэтесс: Цветаевой, Ахмадулиной. А романс «Я, словно бабочка к огню...» режиссер написал сам. Тут же и Киплинг с «мохнатым шмелем» оказался к месту.
«Метель» (1964) Фильм снят по повести Пушкина режиссером Владимиром . Басовым и дорог тем, что бережно и очень точно передает любимую мысль великого поэта о предопределенности судьбы. Сюжет основан на анекдотической ситуации - из-за метели запланированное тайное венчание влюбленных молодых людей заканчивается неожиданно.При окончании обряда оказывается, что мужем Марьи Гавриловны, главной героини повести, стал незнакомый офицер, случайно из-за непогоды заехавший в церковь. Случившаяся история имеет детективный характер, зритель долго заинтригован личностью офицера, ставшего мужем Марьи Гавриловны, неясностью положения героини, о тайном венчании которой не знают даже ее мать и отец, развязка наступает в самые последние минуты фильма. Фильм красивый, цветной с великолепной музыкой Георгия Свиридова.
«Идиот» (2003) Фильм по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» фаворит среди экранизаций классики снят режиссером В. Бортко. Князь Лев Мышкин возвращается в Россию из Швейцарии, где несколько лет лечился от душевного недуга. В Петербурге он попадает в дом своих дальних родственников – семью Епанчиных. Чуткий и внимательный к другим людям он оказывается в круговороте страстей и интриг. Многими он воспринимается как глупец, либо уж совсем жёстко - идиот. Он становится вовлечённым в интригу между несколькими семьями и лицами, где драма разыгрывается вокруг центральной фигуры - красивой, гордой и глубоко несчастной женщины - Настасьи Филипповны.
«Дама с собачкой» (1960) К столетию со дня рождения писателя студия «Мосфильм» взялась за экранизацию рассказа Чехова «Дама с собачкой». Режиссёр Иосиф Хейфиц, сразу понял, насколько непростая задача ему предстоит. Ведь тексты Чехова были полны скрытого смысла, который не так-то легко передать на экране. На главную мужскую роль сразу был утверждён А. Баталов. На роль героини ему посоветовали посмотреть молодую выпускницу журфака МГУ Ию Савину,. Увидел, и вопрос был моментально закрыт. «Дама с собачкой» стала её дебютом в кино начинающей актрисы, и вполне успешным. Когда Хейфиц мысленно обращался к Чехову, спрашивая его совет, то всегда получал один и тот же ответ: «У меня же там всё написано!». Актёрам удалось замечательно воссоздать чеховскую атмосферу и передать трогательную историю о двух влюблённых, несвободных людях, которые так хотят, но не могут быть счастливыми.
Нет комментариев