Online-беседа «Обыкновенный волшебник» К 90-летию со дня рождения режиссера Марка Анатольевича Захарова(1933-2021)
Марк Захаров — советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения. Но со временем постановщик выработал собственный стиль и собрал сильную труппу, которая стала его гордостью. Марк Анатольевич Захаров родился в Москве 13 октября 1933 года. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе, поддержал большевиков, вступил в ряды Красной армии и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. Мать будущего режиссера Галина Сергеевна мечтала о карьере актрисы, училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского. В 1934 году отца семейства арестовали, вменив ему 58-ю статью за контрреволюционную деятельность, и приговорили к 3 годам заключения и ссылке. Мать работала преподавателем в драмкружке для детей. К занятиям приобщила и сына. Вместе с Андреем Тарковским Марк занимался в театральном коллективе Дома пионеров. После окончания школы Марк подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр. В Перми вместе с Виктором Чекмаревым был поставлен первый спектакль. Захаров почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами, а самому быть актером ему было неинтересно. В 1959 году Марк Анатольевич возвратился в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устроился в театр им. Гоголя. Вся его энергия и желания были направлены на достижение режиссерского успеха. Отправной точкой в режиссерской карьере Марка Анатольевича оказался студенческий театр МГУ, а дебютом на его сцене — спектакль «Дракон». Захаров поставил там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Вл. Войновича, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановки Захарова отличались яркой самобытностью и очень нравились публике. Но у чиновников вызывали недовольство. В 1969-м он поставил в театре им. Маяковского «Разгром» по произведению А. Фадеева - и работа снова чем-то не понравилась партийный функционерам. Но молодой режиссер не унывал.
Через 4 года Захаров возглавил московский театр «Ленком», а вскоре событием в репертуаре стала постановка по пьесе Г. Горина «Тиль», в которой были задействованы И. Чурикова, Н. Караченцов, Е. Шанина.
Каждый год в театре выходил спектакль, о котором говорила вся театральная публика - «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально взорвал театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя любви».
Спектакль возили в Париж, показывали в культурном центре Пьера Кардена. Со спектаклем также познакомилась публика в США, Германии, Голландии. За свою долгую творческую жизнь Марк Захаров поставил в Ленкоме сорок спектаклей, среди которых знаменитые «Вишнёвый сад», «Пер Гюнт», «Чайка», «Шут Балакирев», «Женитьба».
Значимой победой Захарова считается спектакль 1989 года «Поминальная молитва», поставленная по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Последними работами Марка Захарова стали постановка 2016 года «Вальпургиева ночь» В. Ерофеева, и спектакль «День опричника» В. Сорокина. В 1972 году Захаров попробовал себя в кинематографе. Первый фильм «Стоянка поезда 2 минуты» 15 лет пролежал на полке из-за уехавших в Америку актеров.
В 1976 году режиссер представил телевизионную картину «12 стульев». Как режиссер Захаров был въедлив и щепетилен. Актеры за глаза называли его Мрак Анатольевич.
Вторым фильмом была картина «Обыкновенное чудо», по одноимённой пьесе Е. Шварца. Звёздный актёрский состав ленты, мастерская работа Марка Анатольевича и поистине волшебное музыкальное сопровождение стали настоящим подарком для зрителей.
В телефильме «Тот самый Мюнхгаузен» в главной своей самой лучшей роли предстал Олег Янковский. В 1982 году вышла ещё одна экранизация пьесы Григория Горина, «Дом, который построил Свифт».
Свой фирменный добрый и вместе с тем грустно-ироничный почерк Марк Захаров продемонстрировал и в своей предпоследней картине, «Формула любви», являющейся вольной интерпретацией повести Алексея Толстого. В образе легендарного авантюриста- графа Калиостро зрители увидели Нодара Мгалоблишвили. Последняя киноработа режиссёра вышла в 1988 году. Главные роли в философской притче «Убить дракона» блестяще сыграли Александр Абдулов и Олег Янковский.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1