«Самая загадочная балерина XX века» Беседа к 140-летию со дня рождения русской балерины А.П. Павловой.
Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетий выступала на русской сцене. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга. Ёе родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна.
Девочка родилась слабенькой, недоношенной и болезненной, мать отвезла ее в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург. В один из таких визитов Анна попала в театр на балет «Спящая красавица». По окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора. Мать привела 8-летнюю девочку в балетную школу, но поступить с первого раза не удалось, однако через год ее приняли. С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Спустя 7 лет она окончила Императорское театральное училище с отличием. В 1899 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тщетная предосторожность» и «Камарго», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.
Танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и поставил для партнерши такой шедевр как «Умирающий лебедь». С 1908 года Анна постоянно находилась в разъездах, участвовала в постановках «Сильфиды» и «Клеопатры», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена «Шопенианы» (1907)— стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым «Русским сезонам» в Париже (1909).
В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Михаила Фокина. После этих выступлений Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира.
В 1912 году Павлова, осев в Англии, купила дом «Айви-Хауз» в районе Хэмпстед Лондона, где проводила короткий отпуск. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы.
Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была не очень счастлива. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре. Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Но положение сенатского советника не позволяло отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе. Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, который вдохнул в звезду новые силы и стал одним из немногих близких людей Павловой. Окончательно восстановиться приме помогли зарубежные гастроли, где она познакомилась с композитором «Лебедя» Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим Чарли Чаплином.
Когда Дандре попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме, ему помогла Анна Павлова. Балерина оплатила долги Дандре, и решив, что не может жить без этого человека, выписала его в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и в 1911 году тайно с ней обвенчался.
Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти балерины в 1931 году. Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения на нее кофра, случившегося во время резкого торможения состава. Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Образ Анны увековечен в фильме-биографии «Анна Павлова» молдавского режиссера Эмиля Лотяну, где главную роль сыграла Галина Беляева. В 1924 году в Голливуде были сняты миниатюры в исполнении Павловой, которые впоследствии вошли в фильм «Бессмертный лебедь» (1956). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет «Моя Павлова».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2