«Но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна».
Ко дню рождению русского поэта Сергея Есенина (1895-1925).
Кавказ – особое, культовое место для русской литературы, с которым неразрывно связаны самые знаковые имена русской поэзии - Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Манил Кавказ и Есенина. Желал ли он последовать примеру своих великих предшественников, искал ли вдохновения, но даже одноименное стихотворение написал, начинающееся со слов:
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом…
И мечту свою воплотил, отправившись в 1920 году в Пятигорск, Кисловодск и Баку на литературном поезде на встречу с читателями, а затем, четыре года спустя, его приглашает в Баку литератор Петр Чагин, душевный друг поэта, к мнению которого Есенин всегда прислушивался. Ему был посвящен сборник стихов «Персидские мотивы», существует и легенда о том, что при создании стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» не обошлось без фамилии Чагин – в первоначальных набросках имя красавицы звучало как Чагинэ.
Когда-то Кнут Гамсун очень точно заметил, что «русские императоры возвели в обычай ссылать опальных поэтов на Кавказ, но Кавказ из места ссылки превращался для поэтов в источник вдохновения». И, хотя Есенина никто ссылать и не собирался – он бежал, скорее, от себя самого, «навек простясь с богемой», от душного, суетного и холодно-деловитого Запада, где он только что побывал, так противоречащего его мятущейся душе.
В Батуме Есенин остановился на квартире у Льва Повицкого, еще одного друга юности, хорошо знавшего переменчивый характер своего приятеля и его склонность к злоупотреблениям. Поэту был установлен «принудительный спецрежим»: Повицкий закрывал Есенина утром на ключ до двух часов дня, чтобы он мог сосредоточиться только на работе. Жесткий распорядок принес свои плоды. Именно тогда, на Кавказе, Есенин написал большинство своих «маленьких поэм»: «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину», создал одиннадцать прекрасных стихотворений из цикла «Персидские мотивы», тогда же появилась автобиографическая поэма «Анна Снегина».
«Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко», - писал Есенин Галине Бениславской.
А Батум Есенину вскоре наскучил. В письмах в Москву он жаловался на рано выпавший снег и сырую погоду, неожиданную для солнечного юга. На поэта периодически накатывали жестокая хандра и уныние, он пишет пессимистические и безнадежные стихи, тоскуя по ушедшим «чудным дням». И вот «Анна Снегина» - история юношеской любви, многоголосное и самобытное повествование о малой родине, о судьбах близких ему рязанских крестьян – как луч света, как некий душевный подвиг-преодоление себя.
«Воспоминание о безответной, но счастливой любви стало для него „роковой зацепкой за жизнь“ на переломе 1924—1925 годов, когда его, казалось, оставили все душевные силы», — пишут исследователи творчества Есенина Станислав и Сергей Куняевы.
Работа над поэмой шла очень быстро, Есенин испытывал колоссальный творческий подъем, описывая поездки своего героя Сергуши в Радово, его беседы с мельником о тяжелом положении России (идет Первая мировая война), встречи со своей первой любовью, бунты крестьян и послереволюционную разруху. Но, невзирая на трагичность происходящего, повествование пропитано настоящей нежностью к окружающим его людям, и легкой светлой грустью – к безвозвратному прошлому. Ощущение счастья всегда неподвластно времени…
Сестры поэта Екатерина и Александра подтверждали, что прототипом Анны Снегиной послужила помещица из Константиново Лидия Кашина - «молодая, интересная и образованная женщина», одна из первых слушательниц ранних стихов Есенина, ей же было посвящено стихотворение «Зеленая прическа…»:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Вернувшись в начале марта 1925 года в Москву Есенин, переписывая поэму набело, попутно читал отдельные главы своим друзьям. У многих из них «Анна Снегина» вызвала иронические замечания: «еще нянюшку туда – и совсем Пушкин». Но сам-то поэт считал поэму лучшим из всего им ранее написанного…
14 марта в литературном объединении «Перевал» состоялось первое публичное авторское чтение поэмы. Зал был переполнен, но аудитория, состоящая из советских литераторов, отреагировала на выступление Есенина прохладно, с какой-то опаской. Пожалуй, единственное искреннее впечатление оставил впоследствии в своем дневнике Дмитрий Фурманов:
«Он читал нам последнюю свою предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматическую, свежую, крепкую прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкиваясь в местах, где уже не было силы радость удерживать внутри».
Осторожность литературных критиков была вполне предсказуемой. В рецензии на журнальную публикацию поэмы язвительно сообщалось, что Есенин абсолютно не видит важности происходящих в стране событий, герои не обладают «социальной значительностью» и влюбляются друг в друга невпопад. «Упадок словесного мастерства – очевидный», - подвели итог вапповцы в заметке журнала «Звезда».
Есенин так и не увидел свою «самую гармоничную» (по словам Захара Прилепина) поэму в виде отдельно изданной книги – при его жизни ее опубликовали только в газете «Бакинский рабочий» и в нескольких номерах журнала «Красная новь». А вот рядовым читателям, у которых «Анна Снегина» имела огромный успех, мнение профессиональных критиков оказалось глубоко безразличным…
Строфы из поэмы С.Есенина «Анна Снегина»:
В апреле прозябнуть трудно,
Особенно так в конце.
Был вечер задумчиво чудный,
Как дружья улыбка в лице.
Объятья мельника круты,
От них заревет и медведь,
Но все же в плохие минуты
Приятно друзей иметь.

Привет тебе, жизни денница!
Встаю, одеваюсь, иду.
Дымком отдает росяница
На яблонях белых в саду.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!

Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Расстались мы с ней на рассвете
С загадкой движений и глаз...
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.

Бедна наша родина кроткая
В древесную цветень и сочь,
И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь.
Заря холодней и багровей.
Туман припадает ниц.
Уже в облетевшей дуброве
Разносится звон синиц.

Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
#сергейесенин #русскиепоэты #поэзия20века