(Выпуск 3)
Как только в начале 1960-х годов возник завод «Химмаш» (ОАО «Рузхиммаш») это старейшее (на территории городского поселения Рузаевка) кладбище получило у рузаевцев название – «химмашевское». На данный момент оно закрытое и пребывает до ныне по ряду причин в плачевном состоянии. Главное то, что каким то чудом кладбище села Рузаевка всё таки уцелело. По всей видимости, смелые неравнодушные сельчане-рузаевцы, чьи родственники и близкие покоятся там, сумели его отстоять вопреки всему. Повторимся, что кладбище это старинное и существовало определенно уже на момент отмены крепостного права (фото 1) и когда оно возникло – пока неизвестно. Это можно попытаться выяснить в пензенском областном архиве, изучив те карты межевания (как 19 века, так и 18 века), где фигурирует село Рузаевка.
В пензенских архивных каталогах оно числится как «село Архангельское Рузаевка» (на старинных картах обозначается как «село Архангельское Рузаевка тож» - прим. авт.).
Дебри сельского кладбища таят в себе загадку. Так, в разных местах этого некрополя встречаются прикопанные кованые и литой кресты. Причём, прикопаны они так, что видны лишь только их верхние части (фото 2, 3, 4). Очевидно то, что тот человек (или те люди), кто прикапывал эти кресты хотел (или хотели), чтобы их со временем выкопали, привели в порядок и вновь достойно установили. Иначе, если бы задались целью спрятать их совсем, то закопали, несомненно, бесследно. Встречаются и бетонированные блоки-платформы с основой из кирпичной кладки с круглыми несквозными отверстиями, предположительно для капитального закрепления оград (ограды) захоронений (захоронения) (фото 5, 6).
Есть ВЕРСИЯ, что два кованых креста и эти бетонные основания могли принадлежать могилам Петра (незаконнорожденного сына помещика Михаила Петровича Струйского (1821 – 1911 гг.)) и его супруге – Домне (Домаше, как называли её в селе Рузаевка), с которой он был обвенчан. Разумеется, что их могилы утрачены. Сельские старожилы рассказывали, что до революции Пётр где-то пропадал, прокутил своё имущество и возвратился в село. Занимался ремонтом обуви (сапожным ремеслом) и часов. На гулянках был весел и играл на ложках. Последние годы жизни Пётр (к сожалению, не известен и год его рождения и неизвестно под какой фамилией он жил и имел ли отчество Михайлович – прим. авт.) работал сторожем Покровской церкви. Жил в церковной сторожке со своей женой Домашей, которая, возможно, была читалкой при этой же церкви. Кроме того, он ещё и РАБОТАЛ КУЗНЕЦОМ В СЕЛЬСКОЙ КУЗНИЦЕ. Умер в 1920-х годах (В.Я. Силенок на основании воспоминаний сельских старожилов называет дату смерти Петра – 1926 год –прим. авт.) И БЫЛ ПОХОРОНЕН НА КЛАДБИЩЕ СЕЛА РУЗАЕВКА. Неизвестно, в каком году ушла из жизни его супруга Домна, но, если предположить, что и она умерла до ВОВ, то, скорее всего, коллеги Петра по кузнечному ремеслу изготовили, отковали кресты и ограду мужу и жене из большого уважения к ним (фото 7 – так могла бы выглядеть ограда их захоронений). Возможно, до ВОВ, их могилы, по какой то причине порушили. Это могло запросто произойти ближе к середине-концу 1930-х годов. Может быть, кому то не нравилось, что отпрыск последнего помещика – Михаила Петровича Струйского, лежит на сельском кладбище? А уже во время ВОВ, кто-то совестливый (совестливые) решил (решили) спрятать кресты, чтобы их не сдали в металлолом, который был всегда необходим для нужд фронта. А по поводу литого чугунного креста можно предположить, что он вряд ли был изготовлен в местной сельской кузнице, так как это сложный технологический процесс. Вполне возможно, что литой крест находился на одной из могил, расположенных на территории усадьбы Струйских, т.е. это ещё одна лишь ВЕРСИЯ. Как думается, все эти ВЕРСИИ ПОКА нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Неизвестно и то, были ли дети у Петра и Домны.
Примечателен тот факт, что на могилах простых людей, вплоть до середины 1950-х годов устанавливали деревянные памятники (кресты и обелиски) и ограды, а на сельском рузаевском кладбище и хоронили людей рабоче-крестьянского происхождения. Это к тому, что кованые кресты были изготовлены не до революции, а во время НЭП. Иначе кого до революции на сельском кладбище могли похоронить под коваными крестами? О купцах и представителях дворянского сословия, живших в селе Рузаевка ничего не известно. И если вдруг они и были, то неужели их бы стали хоронить на простом сельском кладбище?
Конечно, есть и такой вариант, что все кресты, как литой, так и кованые, были взяты с разрушенных захоронений бывшей усадьбы Струйских. Но здесь есть один нюанс. На верхнем старом кладбище, на одной безымянной могиле установлен такой же кованый крест. Похоже, что это почерк оного и того же сельского мастера. И могила эта, предположительно, 1950-х годов (фото 8). Или кто-то может предположить, что этот крест забрали из села Рузаевка с чьей-то могилы и установили на верхнем кладбище? Как-то, маловероятно, но кто знает…
Продолжение следует…
#Краеведческий_диапазон #Исчезнувшие_Рузаевкие_некрополи
#БиблиотекаНовогоПоколения
#МодельныеБиблиотекиМордовии
#Библиоэкспресс
#ЦентральнаяБиблиотекаРузаевка
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев