Неслучайно фамилию поэта часто произносил Никанор Иванович — председатель из романа «Мастер и Маргарита». Напомню, работу над романом Михаил Булгаков начал в 1928 году.
Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?».
Понятно, что Пушкин не может выполнить ни одного из перечисленных действий. Он же памятник.
Елена полагает, что распространению идиомы способствовало открытие памятника. Мне кажется, что в этом есть логика.
Ведь постепенно памятники великому поэту заполнили и другие города, обрастая скверами и местами для прогулок. И в других городах эти памятники тоже стали знаковыми. Как знать, может, поэтому мы чуть что ссылаемся на Пушкина?
Ещё версии
Но есть и другая точка зрения. Якобы «виноват» в этом сам роман «Мастер и Маргарита», имеющий столь большую популярность.
Правда, этой точке зрения противоречит факт упоминания Пушкина в более ранних литературных источниках. Например, в «Двенадцати стульях». Произведение было опубликовано в 1928 году, то есть работа над ним был начата раньше, чем вышел роман Булгакова.
Прибавить надо, — сказал мальчик по-извозчичьи.
— От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный.
Есть ещё предположение, что ссылаться на Пушкина нас приучили во время масштабных мероприятий по случаю столетия со дня кончины великого поэта.
Тогда портреты Пушкина висели на каждом углу. И его фамилия наверняка была на устах у населения всей страны. Думаю, эта версия тоже имеет право на жизнь.
А как вы думаете, почему у нас чуть что, сразу Пушкин? Поставьте «класс» и вступайте в группу, расскажу много интересного!
Комментарии 41
Спасибо большое за картину! Не видела никогда.
"...У директора Ленфильма... «Соло на ундервуде. Соло на IBM (сборник)»
У директора Ленфильма Киселева был излюбленный собирательный образ. А именно – Дунька Распердяева. Если директор был недоволен кем-то из сотрудников Ленфильма, он говорил:
– Ты ведешь себя как Дунька Распердяева…
Или:
– Монтаж плохой. Дунька Распердяева и та смонтировала бы лучше…
Или:
– На кого рассчитан фильм? На Дуньку Распердяеву?!..
И так далее…
Как-то раз на Ленфильм приехала Фурцева. Шло собрание в актовом зале. Киселев произносил речь. В этой речи были нотки самокритики. В частности, директор сказал:
– У нас еще много пустых, бессодержательных картин. Например, «Человек ниоткуда». Можно подумать, что его снимала Дунька…
И тут директор запнулся. В президиуме сидит министр культуры Фурцева. Звучит не очень-то прилично. Кроме всего прочего – дама. И тут вдруг – Дунька Распердяева. Звучит не очен...ЕщёМне в подобных случаях чаще вспоминается некая Дунька Распердяева, упомянутая в одной из книг Довлатова!:
"...У директора Ленфильма... «Соло на ундервуде. Соло на IBM (сборник)»
У директора Ленфильма Киселева был излюбленный собирательный образ. А именно – Дунька Распердяева. Если директор был недоволен кем-то из сотрудников Ленфильма, он говорил:
– Ты ведешь себя как Дунька Распердяева…
Или:
– Монтаж плохой. Дунька Распердяева и та смонтировала бы лучше…
Или:
– На кого рассчитан фильм? На Дуньку Распердяеву?!..
И так далее…
Как-то раз на Ленфильм приехала Фурцева. Шло собрание в актовом зале. Киселев произносил речь. В этой речи были нотки самокритики. В частности, директор сказал:
– У нас еще много пустых, бессодержательных картин. Например, «Человек ниоткуда». Можно подумать, что его снимала Дунька…
И тут директор запнулся. В президиуме сидит министр культуры Фурцева. Звучит не очень-то прилично. Кроме всего прочего – дама. И тут вдруг – Дунька Распердяева. Звучит не очень-то прилично.
Киселев решил смягчить формулировку. Можно подумать, что его снимала Дунька… Раздолбаева, – закончил он.
И тут долетел из рядов чей-то бесхитростный возглас:
– А что, товарищ Киселев, никак Дунька Распердяева замуж вышла?!", (С. Довлатов, "Соло на IBM"...
Это со сказок с детства Золотая Рыбка, Золотой Петушок...Руслан, 30 витязей прекрасных....
И сразу -Пушкин необыкновенный красавец, совсем непохожий на обычных людей...Памятник в наших сердцах, НЕРУКОТВОРНЫЙ! А расхожее упоминание всуе этого имени свидетельствует о фамильярности и низкой культуре. И нечасто мы слышим это выражение.
Язык не повернётся, некрасиво....
К нему не зарастёт народная тропа,
И станет выше он главою непокорной Александрийского столпа!.."