Каждая деталь этого обряда была направлена не только на помощь девушке в адаптации к новой жизни, но и на закрепление ее нового статуса в глазах семьи и общества.
В книге Балашова Д. М., Марченко Ю. И. и Калмыковой Н. И. «Русская свадьба» раскрывается глубокий символизм традиционного русского свадебного обряда. Брак для девушки становится метафорой смерти в своем родовом кругу и рождения в роду мужа. Этот переход, выход из одного социального и духовного состояния и вхождение в другое, пронизан ритуалами, которые сравнимы с обрядами, сопровождающими смерть.
Одним из наиболее ярких проявлений этой символики является ритуальный плач, или вытье, сопровождающий свадебный обряд. Этот плач по невесте напоминает причитание по умершему, что символизирует «смерть» девушки в ее родительском доме. Вытье отражает горечь и тоску по утрате дочери как члена семьи, ведь она покидает родной дом, словно умирает для него. Этот ритуал становится своеобразным прологом к дальнейшим преобразованиям, которые происходят с девушкой в ходе брачной церемонии.
Накануне свадьбы проводился девичник, который включал в себя посещение бани. Этот ритуал также носил глубокий символический характер. Баня в данном случае уподоблялась омовению мертвого тела перед погребением. Очищение девушки в бане символизировало ее подготовку к переходу в новое состояние — уход из мира детства и вхождение во взрослую жизнь, в семью мужа, где она обретала новый социальный статус и роль.
Еще одним элементом, подчеркивающим эту символику, было ведение невесты под руки в церковь. Этот жест, похожий на помощь слабому и бессильному человеку, символизировал безжизненность невесты в момент перехода. В этот момент она оказывалась как бы между двумя мирами: покидая один мир, она еще не вступила в другой. Невеста как бы «мертва» для своего прежнего окружения и пока не «родилась» для новой семьи.
Особое значение имел момент, когда жених вносил невесту в дом на руках. Этот обряд объяснялся необходимостью обмануть домового — духа-хранителя дома, который мог бы не принять невесту, входящую в новый дом. Жених приносил девушку, как новорожденного члена семьи, который не входил в дом по своей воле, а был принесен. Этот акт символизировал признание ее новой семьей и попытку наладить с домовым гармоничные отношения, чтобы девушка была воспринята как часть новой семьи и домашнего мира.
Стоит отметить, что такие обряды, как причитания и другие ритуалы, характерны для северной традиции русского свадебного обряда, где свадьбы были более сдержанными и проникнутыми символикой смерти и перерождения. В южных регионах России свадебные обряды, напротив, отличались большей жизнерадостностью и веселым празднованием, что подчеркивало культурные различия в восприятии брака в разных частях страны.
Иллюстрация: Фирс Сергеевич Журавлёв, Перед венцом, 1874
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев