20 сентября - Седмица 13-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 3-й
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы; память мученика Созо́нта Помпеольского (Киликийского) (ок. 304); святителя Иоа́нна, архиепископа Новгородского (1186); преподобномученика Макария, архимандрита Ка́невского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1678); преподобного Макария Оптинского (1860).
Память преподобных Алекса́ндра Пересвета (1380) и Андре́я Осляби (ок. 1380); преподобного Серапио́на Псковского (1480); апп. от 70-ти Ево́да (66) и Ониси́фора (после 67); мч. Евпси́хия Кесарийского (Каппадокийского) (117–138); прп. Луки́ Глубокореченского (Каппадокийского), игумена (после 975).
Память священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, пресвитеров (1918); священномученика Евге́ния (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним священномученика Стефа́на Крейдича, пресвитера и прмчч. Евге́ния (Выжвы), игумена, Николая (Ащепьева), игумена и Пахо́мия (Ионова), иеромонаха; сщмчч. Григо́рия Аверина, Васи́лия Сунгурова, пресвитеров, преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита (1937).
Тропарь предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
От ко́рене Иессе́ева и от чресл Дави́довых Богоотрокови́ца Мариа́м ражда́ется днесь нам, ра́достию бо ра́дуются вся́ческая и обновля́ются. Сра́дуйтеся ку́пно, Не́бо и земля́! Восхвали́те Ю́, оте́чествия язы́ков! Иоаки́м весели́тся, и А́нна торжеству́ет, зову́щи: непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Кондак предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, глас 3
Де́ва днесь и Богоро́дица Мари́я, черто́г безконе́чный Небе́снаго Жениха́, ражда́ется от непло́дове, Бо́жиим Сове́том, колесни́ца Сло́ва благоукраша́ется: на сие́ бо преднарече́ся Боже́ственная Дверь и Ма́ти су́щия Жи́зни.
Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии, Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый, Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы, Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии, вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте. Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте, тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете, душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете. Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный, преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте и венца́ми сла́вы увенча́стеся, преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти, Правосла́вие храни́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Величание преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе
Ублажа́ем ва́с, святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, во́инов Христолюби́вых наста́вницы и а́нгелов собесе́дницы.
Житие преподобных Алекса́ндра Пересвета и Андре́я Осляби
Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".
По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове". Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ "О побоище, иже на Дону", а также летописная "Повесть о Куликовской битве" сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в "Сказании о Мамаевом побоище". Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша". В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-pere…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев