17 сентября - Седмица 13-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 3-й
Память священномученика Вави́лы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урва́на, Прилидиа́на, Епполо́ния и матери их Христоду́лы (251); пророка Моисе́я Боговидца (XVI в. до Р. Х.); Обре́тение мощей святителя Иоаса́фа, епископа Белгородского (1911); Второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского; Собор святых Воронежской митрополии; преподобномученика Парфе́ния, игумена Кизилта́шского (1866).
Память мученицы Ермиони́и, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117); мч. Вави́лы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV); мчч. Фео́дора, Миа́на, Иулиа́на и Кио́на (305–311); сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941) (Серб.).
Память священномучеников Григо́рия (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, Павла Васильевского, Иоа́нна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоа́нна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии́ Измайлова, пресвитеров, преподобномученика Стефа́на (Кускова), иеромонаха, мчч. Васи́лия Ежова; Петра Лонскова, Стефа́на Митюшкина и Алекса́ндра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).
Празднование иконы Божией Матери: «Неопалимая Купина» (1680).
Тропарь святителю Иоаса́фу, епископу Белгородскому, глас 3
Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне, пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́, бде́нием же, посто́м и моли́твою, я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́, и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́; те́лом у́бо в нетле́нии почива́я, ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́, чудеса́ пресла́вно источа́еши. Моли́ Христа́ Бо́га, да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии и спасе́т ду́ши на́ша.
Ин тропарь святителю Иоаса́фу, епископу Белгородскому, глас 2
Моли́твенниче изде́тства преизря́дный, Богоизбра́нный святи́телю Христо́в Иоаса́фе, пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия благоче́стным житие́м всем явля́еши и с ве́рою к тебе́ притека́ющим оби́льно исцеле́ния источа́еши. Моли́ Христа́ Бо́га, да утверди́т в держа́ве Росси́йстей правове́рие, мир и благоче́стие и спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак святителю Иоаса́фу, епископу Белгородскому, глас 8
Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть? Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит? Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще, во умиле́нии серде́чнем зове́м ти: не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния, святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.
Молитва святителю Иоаса́фу, епископу Белгородскому
О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпа́дает. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́. Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО
Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.
10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-belgoro…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев