Один из первых русских летчиков, инженер, педагог, спортсмен.
Харитон Никанорович родился 11 октября 1886 года в селе Домашлин, Черниговской губернии Российской Империи.
По линии отца, Никанора Даниловича, происходил из запорожских крестьян-казаков. Из восьми детей в семье выжило только четверо. Когда ему было 5 лет, семья перебралась в Одессу. Отец устроился дворником и получил казённое жильё. Мать, Акулина Логиновна, не выдержав тягот, впала в депрессию, и вся домашняя работа легла на плечи Харитона, как самого старшего из детей. Он учился на отлично в народной школе, хотя уроки ему приходилось делать под уличным фонарём на каменной тумбе, денег на керосин для домашней лампы не было. У него был абсолютный слух и дискант, «ангельский голос». Его взяли в церковный хор Одесского собора и прочили будущее певца, но он потерял голос во время подростковой ломки.
Окончив народную школу, продолжил обучение в ремесленном училище, затем окончил школу корабельных машинистов-механиков и в 15 лет начал трудовую деятельность машиниста на пароходе.
Харитон увлёкся велоспортом и устроился механиком в велосипедную мастерскую. Из старых деталей собрал велосипед. На велотреке устраивался «гандикап», когда вместе с чемпионами могли выступать новички. Юноша стал принимать участие в гонках и скоро выдвинулся в группу лидеров. На асфальтовом треке первенствовал знаменитый тогда Сергей Уточкин, а на земляном — Славороссов, они стали друзьями. Уточкин познакомил его с гонщиком Михаилом Ефимовым. Карьера профессионального велосипедиста складывалась удачно: Харитон стал чемпионом Одессы, рекордсменом на Северном Кавказе, ездил в велотурне по югу России. Талантливого гонщика пригласили выступать в одесском цирке с номером «гонки по вертикальной стене «Круг смерти»». Артисты цирка брали себе звучные псевдонимы и Харитон стал выступать под псевдонимом Славороссов.
Узнав, что Михаил Ефимов и Сергей Уточкин стали лётчиками, он в 1910 году приехал на авиационные соревнования в Санкт-Петербург и начал работать у Ефимова механиком. Так он освоил авиационную технику. Лётчик Генрих Сегно предложил ему место механика в открывшейся лётной школе общества «Авиата» (Варшава). Здесь Харитон, отремонтировав разбитый самолёт, тайком самостоятельно выучился на нём летать. Экзамен на звание пилота-авиатора Славороссов сдал блестяще и получил «Бреве» № 40. Харитона назначили первым пилотом «Авиаты» и инструктором. Впоследствии «Авиата» продала своё дело русскому военному министерству. Прощальным подарком варшавянам от Славороссова был первый в мире авиационный трюк: он пролетел на самолёте «Блерио» под мостом через Вислу. За этот пролёт он заплатил крупный штраф.
В венских состязаниях 1912 года на аэродроме в Винер-Нейштадте, где принимали участие 40 лучших авиаторов мира, Славороссов занял третье место. Лето и осень Славороссов провёл в турне по городам Австро-Венгрии с показательными полётами: Карлсбаде, Мариенбаде, Франценсбаде, Праге, Аббации, Меране, Боцене, Бриксене и других. В приморском курорте Фиуме его полёты поразили воображение и определили судьбу мальчика Роберто, сына вице-губернатора барона Лодовико Орос ди Бартини. Роберто Бартини, легендарная личность, увлёкся авиацией, а впоследствии приехал в Россию и стал известным советским авиаконструктором.
В январе 1913 года Харитон Славороссов прибыл в итальянский посёлок Виццола-Тичино из соседней Швейцарии, где участвовал в авиационных митингах. Он хотел приобрести у миланской фирмы «Капрони» пропеллер, который собирался установить на свой «Блерио». Инженер Капрони оценил его способности и пригласил к себе на работу в качестве лётчика-испытателя.
23 января 1913 года Славороссов установил мировой рекорд скорости с пассажиром. Судьи зафиксировали пролёт 200 км за 1 час 56 минут 30 секунд и 250 км за 2 часа 24 минуты 30 секунд.
В этот же день он установил следующие мировые рекорды:
-за 2 часа 206,25 км;
-за 2 часа в среднем 265,779 км.
Итальянские рекорды:
-5 км за 3 минуты;
-10 км за 6 минут;
-20 км за 11 минут 55 секунд;
-30 км за 17 минут 49 секунд;
-100 км за 57 минут 45 секунд;
-150 км 1 час 27 минут 35 секунд;
рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м.
23 февраля 1913 года «Gazzetta dello Sport» («Спортивная газета») предложила идею сложного перелёта Милан — Генуя — Рим, выдвинутую Луиджи Оригони, вице-президентом Итальянского авиационного общества, и сотрудником газеты, генеральным секретарём Итальянского туристического клуба Артуро Мерканти.
Было решено организовать перелёт на самолете фирмы «Капрони» Са-16. 26 февраля 1913 года Славороссов начал перелёт Виццола — Милан — Генуя — Пиза — Рим. Пилот осуществил перелёт, несмотря на неполадки и неблагоприятные погодные условия. Организация перелёта была безупречной: Министерство Военно-Морского Флота обеспечило курсирование торпедных катеров вдоль побережья от Ла Специи до Чивитавеккья.
О нём писали все европейские газеты, его называли «смелым поэтом скорости». В то время Славороссов был в первом ряду лётчиков мира и первым русским авиатором, имевшим мировые достижения.
В апреле 1913 года капитан Альберто Маренги-Маренко (Alberto Marenghi-Marenco) проводил на аэродроме Мирафиори в Турине международный военный конкурс для презентации новых итальянских самолётов. 19 (6) апреля Харитон Славороссов демонстрировал самолёт фирмы «Капрони». Он выиграл семь туров из девяти. А на восьмом произошла катастрофа. Самолёт опрокинулся во время посадки и вспыхнул пожар. Пилот-инструктор Славороссов был спасён, ученик пилота Франческо Галло погиб.
Шесть месяцев лечился Харитон в госпитале. После выздоровления Славороссов вернулся в авиацию, несмотря на небольшую хромоту. Но в Италии уже не остался и перебрался во Францию в январе 1914 года. В Париже он встретился с французскими авиаторами: Жюлем Ведрином, Роланом Гарросом, Жоржем Леганье и Адольфом Пегу. Ведрин и Гаррос помогли ему устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы «Кодрон» и «Моран-Солнье». Во Франции его стали называть Славо (ударение на букву»о»). Он быстро завоевал известность мастерством высшего пилотажа.
3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Началась Первая Мировая война. После объявления войны русские лётчики вступили добровольцами во французскую армию. Славо назначили в 1-ю авиационную группу в Дижоне, позднее перевели в авиационную школу в Аворе, где он 3 сентября 1914 года получил патент военного лётчика № 585. Службу продолжил в Бюке под Парижем. Был инструктором и занимался ответственными разведывательными полётами.
Славороссов решил вернуться в Россию. В феврале 1915 года он демобилизовался по инвалидности в госпитале в Версале. Харитон приехал в Петроград и летом поступил на авиационный завод Лебедева. Там он стал заведовать сдачей самолётов «Морис Фарман».
Восстановил авиашколу Всероссийского аэроклуба и нелегально учил летать матросов и солдат. Затем вступил в автомобильно-авиационную дружину, получил звание зауряд-поручика и вскоре был избран начальником дружины. В 1917 году произошли февральский переворот, а за ним октябрьский.
Славороссов поступил на мехмат в Томский технологический институт. Там он тесно общался с Николаем Камовым, будущим известным конструктором вертолётов. Потом Славороссов получил направление на учёбу в Академию Военно-воздушного флота, которую окончил в первом выпуске (диплом № 17). Дипломный проект его назывался «Воздушная линия Одесса — Константинополь».
Комментарии 4