В августе 1904 года в Петергофе под председательством императора Николая II на совещании морского руководства было принято решение об отправке 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток. Причем почти все участники совещания понимали, что русская эскадра существенно уступает японскому флоту. И вы знаете, на что уповали русские военные чины? Вы не поверите!
Главная надежда была на то, что к тому моменту, как эскадра Рожественского дойдет до Мадагаскара, русскому правительству удастся купить семь современных броненосных крейсеров у Аргентины и Чили!
Которые к тому времени закончили свои внутренние разногласия и выставили броненосцы на продажу.
Которые у берегов Мадагаскара и вольются в состав русской эскадры
Англичанка гадит?Конечно же, и Чили, и Аргентина крейсера не продали. Причем сделали это в самой коварной форме: долго тянули с ответом, а потом – когда эскадра Рожественского вышла в поход – сказали окончательное «нет». Без сомнения, весь этот спектакль был организован по указке Великобритании (союзницы Японии), стремившейся «насолить» России.
Экономическая зависимость Латинской Америки от британской сверхдержавы была велика. Лондон просто предупредил руководство Чили и Аргентины: в случае продажи крейсеров русским они
«столкнутся с самыми разрушительными санкциями, которые только можно представить». (Ничего из нынешнего мирового порядка не напоминает? А если вместо Великобритании поставить США?)
Чилийцы с аргентинцами не посмели перечить «гегемону».
Но и это еще не все! На уже упоминавшемся совещании в Петергофе многие склонялись к тому, чтобы вообще не посылать русский флот в Японское море – слишком рискованно.
Но все колебания разрешил аргумент вице-адмирала Рожественского –
если сейчас отказаться от похода, то придется вы платить огромные штрафные пени (2 миллиона рублей) германским угольным компаниям. А государственная казна была как всегда пуста.
Дело в том, что российское морское ведомство не могло (по причине недостатка технических средств) само организовать заправку эскадры Рожественского топливом – углем. Поэтому
договоры на доставку угля в течение всего похода были заранее подписаны с немецкими угольщиками.Нежелание платить немцам штрафные пени (за разрыв уже заключенных контрактов) плюс стремление сохранить в глазах немецких контрагентов реноме «надежного партнера» предопределили отправку самоубийственной экспедиции.
К моменту, когда 14 мая 1905 года (ст. ст.) раздались первые выстрелы в Цусимском проливе, русский флот уже проиграл сражение. Техническое состояние эскадры и выучка экипажа оставляли желать много лучшего. Вера в собственный успех близка к нулю.
Русские играли «по японским правилам»:
лобовое столкновение флотов (чего и жаждали японские адмиралы, хорошо понимавшие соотношение сил).
Нет комментариев