Драгоценности появились задолго до создания одежды, и использовались нашими предками для демонстрации физической силы и статуса. Древние пруссы предпочитали бронзовые и янтарные украшения, например, налобная подвеска из бронзы, которая подчеркивала социальное положение владельца.
Стоит отметить, что в то время изделия из янтаря не воспринимались как украшения. Скорее, они считались таковыми лишь вне пределов Пруссии. С исторических источников известно, что в Древней Греции цена на янтарное ожерелье превышала стоимость здорового раба на рынке. В средневековой Европе янтарь использовался в основном для создания религиозных артефактов, таких как янтарные четки и распятия.
Популярность "солнечного камня" восходит к эпохе Ренессанса. В это время французские ювелирные мастера использовали прусский янтарь для создания различных изделий, таких как украшения, шкатулки, вазы, шахматные наборы и рамки для зеркал. Все эти предметы отправлялись в Версаль. Герцог Альбрехт называл янтарь "серебром Германии".
В XIX веке мода на янтарь распространилась в бюргерской среде. Состоятельные горожане дарили украшения из так называемого "немецкого серебра" своим кормилицам, надевая их на шею, чтобы младенцы были счастливы и здоровы.
В этом же веке началась промышленная добыча янтаря Эпоха одиночных мастеров, таких как известный Зоммер, осталась в прошлом.
В 1899 году была создана янтарная мануфактура в которой трудились 14 сотрудников, 200 контролеров и рабочих, а также 400 специалистов по обработке янтаря на дому. На этом предприятии изготавливались ювелирные изделия, предметы быта и религиозного культа, сувениры и продукты, получаемые в результате химической переработки янтаря.
Эксперты подчеркивали, что изделия из янтаря, произведенные в Кёнигсберге, отличаются высоким качеством и отсутствием излишней вычурности, хотя временами им не хватает утонченности. Важное внимание всегда уделялось сувенирной продукции, которая отражала уникальный восточнопрусский колорит. В этом контексте янтарь стал своеобразным «фирменным» материалом, подчеркивающим индивидуальность региона.
Кёнигсбергские мастера-ювелиры занимались не только обработкой янтаря, но и работали с золотом и серебром. Их подход был довольно традиционным: мастерская была просторной и светлой, с полом, изначально покрытым утрамбованной землей (позже его заменили на кафельное покрытие). Деревянные полы не подходили, так как в щелях скапливались мелкие остатки от обработки драгоценных металлов. Стены отличались гладкой поверхностью, обработанной лаком. Под ювелирным верстаком располагался кожаный фартук, который служил для сбора отходов драгоценного металла. В качестве подкладки для нагреваемых в тигле изделий использовался древесный уголь.
После завершения Первой мировой войны восприятие ювелирных изделий кардинально изменилось. Множество компаний обанкротилось. Жители Восточной Пруссии охотно передавали золото и другие драгоценности государству — сначала для нужд фронта, а затем для борьбы с инфляционными процессами. Они с гордостью носили на пальцах железные кольца с надписью: “Я обменял золото на железо”.
Давид Арон был талантливым немецким мастером по работе с золотом и ювелиром при прусском дворе. Он появился на свет в городе Ратцебур (Германия). С 1847 года он обосновался в Кёнигсберге, где начал свою карьеру золотых дел мастера. Его ателье стало весьма успешным бизнесом. В своих творениях он отличался умением сочетать серебро с янтарём. Его старший сын, Людвиг Арон, с 1901 года возглавил известную ювелирную компанию и мастерскую. В 1913 году бизнес перешёл к Хансу Арону, который был также председателем свободного объединения ювелиров в Кёнигсберге. Мастерская и магазин находились по адресу: Junkerstrasse, 6 (в настоящее время это ул. Шевченко, здание не сохранилось).
Еще один выдающийся ювелир и часовщик-Вальтер Бистрик прошел стажировку в качестве часовщика в Берлине.. В ноябре 1893 года он основал небольшой магазин часов на Vorderrossgarten, 35-36 (ныне начало ул. Клинической). Вскоре он стал большим магазином часов, золота и серебра. После смерти Вальтера Бистрика, его жена Марта, два сына и его брат продолжили бизнес. И открыли второй магазин часов и ювелирных изделий Walter Bistrick, находился по адресу - Poststrasse, 16. (Сейчас на этом месте расположен бизнес-центр Плаза) На 50-летие компании в 1943 году в Bistrick было 45 сотрудников. Налёты на Кёнигсберг уничтожили оба предприятия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев