К этому времени в производстве кирпича вводится единый размер – в 1872 году в Германии принят стандарт «Рейх формат» (250х120х65).
Кирпичные клейма – это отдельный вид исторической информации, в которой сохранились имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты своей страны того времени.
Первые кирпичи и их массовое производство на территории Восточной Пруссии появились с приходом на эту территорию рыцарей Немецкого ордена. Однако клейма на кирпичах не ставились. Встречаются редкие экземпляры с нарисованными знаками, но они никак не могут говорить о специальном клеймении кирпичей в этот период.
Примерно в XVI веке мастера кирпичных дел начинают ставить профессиональные знаки (отметки) о своём изготовлении конкретной партии кирпича, причём речь идёт о сравнительно небольших партиях готовой продукции ручной формовки, предназначенной для реализации на локальной территории. Многомиллионного промышленного производства кирпича пока не было…
Насколько известно, первое официальное клеймо на готовую продукцию начал ставить владелец кирпичного завода «ZIMMAU» Хайкинг, как это видно из служебных записок Прусского Королевского правительства публичных объявлений под номером 31, изданных в Кёнигсберге 30 июля 1828 года:
«Часто случается, что кирпичи продаются под названием «ZIMMAUER», которые непосредственно связано с заводом-производителем кирпичей Zimmau. Чтобы избавиться от этого непонятного обстоятельства в дальнейшем, я намереваюсь, начиная с этого года, начать выпуск моей продукции, а именно, кирпичей, керамической и деревянной черепицы, с оттиском господина Цуммау, на что и обращаю внимание господ продавцов, о чём и упоминаю ныне. На черепице «Бобровый хвост» не могу поставить этот оттиск, и при этом обращаю внимание, в общем и целом на то, что собираюсь иметь дело при продаже моего товара только с непосредственным заказчиком, а не с посредниками.
Генслак, 19 июля 1828 года. Хайкинг».
Для справки: в районе Циммау было три завода – Zimmau (или Alt Zimmau), Neu Zimmau и Ziegelei Kampsruh. Для Zimmau были характерны клейма V.H.ZIMAU, KAPKEIM ZIMMAU. Для Neu Zimmau – клейма N.Zimmau (однако, не все!). У Ziegelei Kampsruh – клейма v.M.ZIMMAU. Из всех трёх заводов до конца Второй Мировой войны проработал только завод в Zimmau. Источник: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php ?t=5…
Предположительно, Хайниг спрогнозировал ситуацию возрастающей потребности в кирпиче для строительства различных объектов. При этом он не исключал вероятности того, что через короткий промежуток времени кирпичное производство в Восточной Пруссии получит широкое распространение. И если первоначально стоял вопрос о качестве продукции (а по клейму не составляло труда узнать производителя продукции), то со временем, когда появился не один десяток кирпичных заводов, на повестке дня уже стояли вопросы и качества, и конкуренции за рынок сбыта своего товара.
Количество кирпичных заводов в XIX – ХХ веках и количество известных на сегодня клейм того периода явно не соответствуют друг другу. Клеймо ставилось далеко не на каждом кирпичном заводе. Понятно, что клейма появлялись вместе с открытием предприятия и исчезали с его ликвидацией по различным причинам на протяжении не одного десятка лет – они уходили в Историю вместе с историей предприятий.
В первые годы нового ХХ века необходимость клеймения кирпича для многих предприятий постепенно становится нецелесообразной. Лишь немногие продолжают ставить клеймо на своей продукции. В 1930-е и предвоенные годы этот атрибут практически исчезнет.
Итак, какую информацию содержит клеймо?
Местом для клеймения использовались все три грани кирпича – постель, ложок и тычок. Наиболее часто использовали постель, потом тычок, – клеймо на ложке считалось редкостью.
Клеймо содержит полное или сокращённое наименование населённого пункта или места, где расположен кирпичный завод – например, «KARPAU», «MIGGUSZEN», «Rock», «Leis», «HARDERSHOF».
Также клеймо могло содержать фамилию и (или) инициалы (заглавные буквы) владельца завода – например, «C.S.», «J. WESSELY».
Клеймо могло иметь более полную информацию: фамилию владельца завода и наименование населённого пункта, где находилось предприятие – например, «SCHMIDT-LENZEN», «O. SCHULZE Kl. Nuhr», «THOMASCHKY PATERSWALDE», «Luhlow Hopehill».
Цифры и различные знаки на кирпиче несли также информацию о владельце предприятия.
Цифра на клейме обозначала конкретную смену (бригаду), которая непосредственно изготовила данную партию кирпичей. На некоторых образцам вместо цифр рядом с клеймом можно встретить точки справа или слева, либо чёрточки – например, как на кирпичах «KOPPERSHAGEN», «PLAUEN», «Leis», «V.P.», раннее клеймо «SW», которые имеют то же значение, что и цифры.
Многое зависело от изобретательности мастера-кузнеца, который изготавливал клеймо прямо на заводе. Первоначально клеймо наносилось вручную (но не на каждый кирпич!), об этом говорил неравномерно пропечатанный оттиск штампа на поверхности, либо механическим путём.
На сегодня известна информация о более 120-ти клеймах и их разновидностях кирпичных заводов бывшей Восточной Пруссии на той её части, которая сегодня называется Калининградской областью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев