Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот…
Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр и начинается сказка…
Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.
Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединенных общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца», и англ. film — рулонная фото(кино)пленка.
Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению. Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое диафильм, увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм — это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.
Диафильм — это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы — неотъемлемая часть советского быта и культуры.
Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса. Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.
Диапроектор ФД-2
В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).
Волшебный фонарь
Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.
К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на пленке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном в просветительских, реже — в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине. Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.
Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места. В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала черно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.
В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гулливер» 1940 г., «Броненосец “Потемкин”», «Летят журавли» и проч.).
В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.
Начиная с конца 50-х гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной кинопленки на основе нитроцеллюлозы к безопасной «ацетатной» основе.
С 60-70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъемочных и кинопроекционных аппаратов для узкой пленки (16 мм и 8 мм), позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».
Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).
Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма — это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами — это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Уважаемые гости и участники группы!!!! Большая просьба соблюдайте правила!!!
В группе запрещено : 1. Реклама посторонних групп, и приложений. 2. Реклама, ссылки и любые частные объявления не относящиеся к теме группы. 3. Материалы порнографического характера, а так же и ссылки на них. 4. Оскорбление и хамство в адрес администрации и других участников группы, выяснения личных отношений. Соблюдайте правила элементарной вежливости. Все комментарии содержащие оскорбление будут безжалостно удаляться. Судьба нарушителей "Чёрный список". 5. Использование при общении в группе нецензурные выражение. 6. В этой группе запрещается переходить на личности. 7. Создавать сообщения относящиеся к оффт
Как 12-летний «ревизор» обворовывал наркоматы, газеты и райкомы
В 1934 году 12-летний Валя Егоров стал пионерским ревизором — его назначили проверять столовые московских госучреждений. Но главной его заботой стали кражи из контор: он обворовал сотни кабинетов чинуш в Наркомфине, Наркомтяжпроме, Наркомснабе, Наркомздраве, МК ВКП(б), газетах «Правде» и «Известия».
Экраноплан "Лунь" - это остатки более развитой цивилизации!
Лунь строился не для рек и полетов вдоль побережья. Огромная грузоподъемность в сравнении с самолетами и огромная скорость в сравнении с кораблями - перевозка грузов, десанта, людей через БОЛЬШИЕ водные преграды. По этому Лунь и не должен разворачиваться на скорости в 150км/ч , а при посадке на воду спокойно развернется как корабль. А экранный эффект обеспечивает минимальное потребление топлива.
Закрыл собой амбразуру, но остался жив. Звание Героя Советского Союза не получил Известно, что в годы Великой Отечественной войны более 400 советских воинов повторили подвиг Александра Матросова. 167 из них были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Жаль, что не все, но у командиров находились на то причины. Награды, особенно самые высокие, очень скупо присваивались в первые годы войны. А потом были и другие, как, например, в отношении младшего лейтенанта Кочнева Степана Ивановича. Он тоже представлялся к званию Героя, но командование ограничилось менее высокой наградой. Степан Иванович родился 23 октября 1910 года. Работал бухгалтером в челябинском «Во
Замечательный актёр! Фильмы с его участием всегда смотрим, а любимый фильм "Девчата" знаем уже наизусть, смотрим и будем смотреть. Как будто живёт в фильмах, а не играет. Светлая память
Из воспоминаний автора фотографии Якова Рюмкина: «В те дни Сталинград стал мёртвым городом – даже птицы не летали и вдруг – кошка! Живая, Бог знает, как уцелевшая. Среди руин и печных труб она казалась чудом. Пушистый комочек словно хранил тепло родного очага. Солдатские руки, много месяцев не выпускавшие винтовку, бережно потянулись к ней, к этому символу жизни. Такой далёкой и почти забытой. Чуть ли не до драки спорили – у кого будет жить кошка. Её отвоевали бойцы полка Долгова (13 гв. стрелковая дивизия)».
Эпические киноляпы, которые мы не заметили вместе с режиссёрами
К ляпам в фильмах у всех отношение разное. Кто-то считает их вполне обычным делом, на которое нужно просто закрывать глаза, другие же сразу начинают обвинять режиссеров в невнимательности. Ну а есть и те, кто просто обожает замечать все эти накладочки и сообщать о них другим. «Служебный роман»
Легендарный маршал Семён Михайлович Будённый. (1883-1973)
Советский военный деятель и полководец, один из создателей кавалерии в СССР и один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза. Командующий Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны. Прожил долгую и непростую жизнь. Это про него - от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича...
Нет комментариев