ϟ Щедрый вечер — традиционно празднуется во время Коляды — с 31 декабря на 1 января . Щедровки входят в состав Больших зимних святок или Больших Велесовых святок — Коляды , которые отмечаются с 24 декабря по 5 января . а точнее когда начинает прибывать день . С 25 декабря – День Коляды или Солнечное Рождество . Коляда — поворот Солнца на весну . После того , как власть Корочуна ослабевала , а на славянской Земле начинало зарождаться новое Солнце , славяне отмечали один из самых любимых периодов Солнца — Большие зимние святки или , как их еще называли , Большие Велесовы святки проходивших двенадцать дней с 24 декабря по 5 января . Дети в этот день колядовали и собирали угощения . «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого . Коляда - веселое , желанное божество , причём одно из влиятельных . Коляду кликали , зазывали . Коляде посвящали предновогодние дни , в его честь устраивались игрища , учиняемые впоследствии на Святках . Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года . Полагают , что Коляда признавался славянами за божество веселья , потому-то его и призывали , кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи». А.Стрижев «Народный календарь». Коляда — солнце-младенец , в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла , а также персонаж праздников , сходный с Овсенем . Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную . Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец , приходившийся на 31 декабря . Прямо посреди святок , разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки , проходит Щедрец . После Щедреца начинаются Велесовы дни , которые заканчиваются Турицами 6 января . Богатый стол , большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году .
В настоящее время Щедрец практически никто не помнит , так как 31 декабря во всём Мiре наступает Новогодний праздник . Так как Новый Год является новым праздником , не имеющим глубоких корней и собственных традиций , он заимствовал многие черты у Щедреца . Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым .
Для многих остается непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так , чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза ? Ни в один другой день в году нет такой традиции , так почему же именно на Новый Год , мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд ? Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника , который издревле именовался Щедрецом . Само название "Щедрец" — "щедрый" говорит Нам о том , что в этот праздник принято накрывать щедрый стол , не скупиться на подарки и добрые дела . Обильный и богатый стол в старину называли щедрым , толстым , жирным . Как и на Коляду , в этот день ходили по домам ряженые колядовщики , пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев .
На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков . Для них ставили отдельные блюда , приглашали к столу . Нарядная ёлка во дворе дома тоже дошла до Наших дней и говорит о том , что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок . О значении ели , как образе мирового дерева , мы уже говорили в статье Мировое древо славян . Кроме того , что мировое древо в виде ели в доме было символом сосредоточия особых сил , в древних верованиях славян ель , ёлка была и символом потусторонней Жизни . Считалось , что Души умерших отдыхают на ветвях этого дерева . Приглашали в дом и своих Предков , которые праздновали Щедрец наравне с Живыми .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
С твАРищем мы отмечали
К яствам накрытого стола
Предков отведать приглашали
О Праздникахведь Азъ речь
Како Родов к себе их Силу
Потомкам дадено привлечь ,
Дабы Она текла в эфире
И помогала Быть потомкам
Словом простым , ясным ,доступным
Руською Речью вслух , громко ...
Штоб перестали мы преступно ,
Предков забывши , предавать ,
Ыное , чуждое приЯВши ,
Праздники Рода надо знать !
Славя Богов Славянских Наша
А « шта » отмечаем на поверку
В ночь 31 – го декабря ?
Чужое , «спущенное сверху » ,
Насильно внушенное не зря ,
В умы , обычай неспроста ,
К лишенью Святости Христа
Ввёлъ «обрезание» Христа
Бог Яхве их — крутой психолог ,
10 – й Ангел — демиургъ ,
Хоть сРок правления недолог ,
На Нашей Матушке - Земле ,
Коли Вселенской мерой Мерить ...
Всяк волен выбрать — во Што Верить ,
Задай – ка сам вопрос себе
Обычай сей рабам не вдруг
Внедрён невинному младенцу
Штоб ...
Нить порвать Души и Сердца
С Предками , штобы тела Боль
Затмила Высшую ЛЮБОВЬ
И... новоиспеченный рабъ...ЕщёЩедрец по вечеру вчера
С твАРищем мы отмечали
К яствам накрытого стола
Предков отведать приглашали
О Праздникахведь Азъ речь
Како Родов к себе их Силу
Потомкам дадено привлечь ,
Дабы Она текла в эфире
И помогала Быть потомкам
Словом простым , ясным ,доступным
Руською Речью вслух , громко ...
Штоб перестали мы преступно ,
Предков забывши , предавать ,
Ыное , чуждое приЯВши ,
Праздники Рода надо знать !
Славя Богов Славянских Наша
А « шта » отмечаем на поверку
В ночь 31 – го декабря ?
Чужое , «спущенное сверху » ,
Насильно внушенное не зря ,
В умы , обычай неспроста ,
К лишенью Святости Христа
Ввёлъ «обрезание» Христа
Бог Яхве их — крутой психолог ,
10 – й Ангел — демиургъ ,
Хоть сРок правления недолог ,
На Нашей Матушке - Земле ,
Коли Вселенской мерой Мерить ...
Всяк волен выбрать — во Што Верить ,
Задай – ка сам вопрос себе
Обычай сей рабам не вдруг
Внедрён невинному младенцу
Штоб ...
Нить порвать Души и Сердца
С Предками , штобы тела Боль
Затмила Высшую ЛЮБОВЬ
И... новоиспеченный рабъ
Ему «служить» был токмо рад
Вот вам , людiе , и Новый Got ,
По Сути чуждый бог , не Наша
Слово сие — не для того ,
Хто не в Руси живёт , а в «раша»
Рёкъ , молвилъ , зычилъ како мог
Потомок Русичей и Предков ,
Авось , прозревши , своим деткам
Сумеете так донести ,
Как сКазано , не изкривляя ,
Азъ — не поэт , прошу простить ,
Коль ... не понятен Руськiй Слог
Послесловие :
Забывший Предков и Богов
ИзКОНных , как потомок Рода ,
Быть обречён Ыных рабом
Обычаев чужих народов