Народное искусство – неотъемлемая часть этнической культуры каждого этноса. Содержание народного искусства – это внутренний мир, воплощённый и материализованный не только в поведении и деятельности человека, но и в предметах обихода, орудиях труда, словом, во всём этническом облике. В ходе своего исторического развития казахский народ создал самобытную материальную и духовную культуру. Среди её богатейшего и многообразного наследия одно из почётных мест принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое является важной областью творческой деятельности народа. Неотъемлемой частью казахского народного прикладного искусства является традиционное ткачество. Оно отражает развитие духовной и материальной культуры казахского народа, его сложной многовековой истории.
Богатство и многообразие этого вида искусства, его социальная значимость и место в художественном наследии казахского народа велико. Практически каждая казахская семья, в той или иной степени, обеспечивала себя необходимыми предметами ткачества. Без них трудно представить интерьер юрты: с ворсовыми коврами в юрте становилось теплей и уютней. Вместе с текеметами и сырмаками, с вышитыми тускиизами, узорными полосами баскуров и бау юрта оживала, становясь олицетворением семейного счастья и благополучия. Судя по различным археологическим находкам, история возникновения народного ткачества достаточно древняя. Результаты археологических раскопок говорят о том, что ещё в эпоху бронзы люди занимались прядением и ткачеством. Ткацкий станок и веретено использовали андроновские племена уже во II тыс. до н.э.
В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной и растительной пряжи. В 1949 году С.И. Руденко и М.П. Грязнов в горах Алтая благодаря успешным раскопкам обнаружили ковёр, получивший название Пазырыкский. Этот ковёр и фрагменты безворсовых килимов (5-й и 2-й курганы) считаются самыми древними находками, датируемым IV-III веками до н.э. Помимо ковра в Пазырыкском кургане были найдены каменные и костяные пряслицы от веретена, грузики от ткацкого станка и спицы, предназначенные для натягивания ткущейся основы. В Башадарском кургане Горного Алтая (№ 2), найдены лоскуты ворсового ковра, нашитые на переднюю луку седла. Фрагмент ворсового ковра, выполненного полуторным узлом невероятной плотности – 7000 узлов на один квадратный дециметр.
***
По свидетельству древних авторов (Геродот, Ктесий, Страбон) все предметы у народов, обитавших на территории современного Казахстана, имели декор. Геродот писал, что все изделия у них украшались орнаментом. Именно в прикладном искусстве в эту эпоху, VIII-III веках до н.э., складывается своеобразная «античность» орнаментики в виде реалистичных образов: баранов, оленей, львов, горных козлов, орлов и в виде стилизованных орнаментированных мотивов, дошедших до наших дней в народном творчестве, сохранивших свой рисунок – элементы и композицию.
***
Развитие домашнего ткацкого ремесла считают одним из следствий перехода к скотоводству. В эпоху бронзы было развито плетение: сохранились образцы тесьмы, сплетённой вручную из шерстяных нитей, окрашенных мареной, найденные в могильнике Лисаковский, курган № 1. Кроме тканых изделий, издавна казахи ткали и сукно для одежды, о чем свидетельствует высказывание ибн Рузбихана: «Из шерсти шьют сначала рубаху, а под конец делают саван и завёртывают в него тело». В Восточном Туркестане были найдены фрагменты ковра с такими же характеристиками, относящиеся ко II-III векам н.э. Искусство ткачества зафиксировано и другими литературными источниками – в записках Марко Поло, совершившего в 1271-1292 годах великое путешествие и достигшего пределов Азии. Венецианский путешественник с восторгом описывает некоторые ковры, которые он видел.
Эти свидетельства указывают, что в течение веков в Центральной Азии практиковалось искусство ручного ткачества, достигшего высокого технического уровня, и было широко распространено. Очевидно, связи внутри очерченной территории наметились задолго до нашей эры. Высокая степень развития ткачества и особая жизнестойкость этого вида ремесла определяется большой ролью ковровых изделий в быту у кочевников. Они заменяли мебель, использовались для украшения и утепления жилища. В зависимости от региона изготовления, ткачество имело свои отличительные особенности, которые выражались в технике тканья, композиции изделий, их колорите и характере орнамента. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика прикладного искусства.
На территории Казахстана ткачество было распространено повсеместно. Роль и значение этого вида в прикладном искусстве казахского народа подчёркивается количеством изготовляемых предметов и широким диапазоном сферы их использования. Народные мастерицы изготавливали более 25 видов тканых изделий. Композиции этих изделий это всегда грамотно выстроенная компоновка с чувством пропорции и ритма. Основу композиций казахских тканых изделий составляют геометризованные мотивы зооморфного, предметного, растительного, космогонического, антропоморфного характера. Утилитарность бытовых тканых изделий гармонично сочеталась с высоким эстетическим качеством, подлинных шедевров народного искусства, непревзойдённых по глубине колорита, изяществу орнамента и высокому уровню построения композиции.
***
Тканые изделия отличаются неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием орнаментальных мотивов и размеров. В народе известно около четырнадцати техник ткачества и способов выявления орнамента, таких как: терме, кежим теру, бескесте, орама, өрү, смешанная техника, ворсовое ткачество и др. Хозяева юрты подобно опытным дизайнерам создавали неповторимое в своём роде жилое пространство. Каждая хозяйка сама определяла в рамках сложившейся традиции, какие изделия необходимы для её дома. Одно из значительных мест в убранстве казахской юрты занимают настенные ковры: ворсовые – тұкті кілем или қалы кілем и многочисленные безворсовые – тақыр кілем, тақта кілем, таз кілем, арабы кілем, бескесте кілем, баднас кілем, алаша и другие. Известны также ковры, орнамент которых изготовлен с помощью тамбурного шва – түс кілем, біз кілем, ілме кілем.
Коврами украшали и утепляли кереге юрты, застилали ими полы, при перекочёвках коврами покрывали навьюченного верблюда, украшая таким образом свои караваны. Ковры были обязательной составной частью приданого невесты, их дарили на юбилеи дорогим гостям, оборачивали в ковёр тело человека, провожая в последний путь. Ворсовые ковры развешивались по окружности юрты справа и слева от почётного места – төр.
Декор ворсовых ковров разнообразен. Беря за основу понравившийся модуль, мастерица изображала его на ткани с помощью стежков нитками. Эту «подсказку» мастерица помещала перед собой на нити основы. Профессиональные мастерицы могли обходиться и без эскиза. В качестве эскиза могли использовать декор готового ковра. В цвете эскиз не прорабатывался и мастерица должна была чётко представлять, как будут распределены цветовые сочетания. Рассчитать количество цветной пряжи так, чтобы хватило на всё изделие. Для многих ворсовых ковров характерен красный и бордовые цвета от светлых до глубоких гранатовых и рубиновых оттенков. Цвет имеет свое определённое воздействие на каждого человека. Современная медицина использует цвето-терапию. В этом отношении казахская юрта – образец подражания. Ребёнок, с самого рождения окружённый гармоничным цветовым богатством, разнообразием орнаментальных форм, и предметов, проникается чувством красоты на всю жизнь.
***
Казахские безворсовые ковры – это один из самых интересных разделов, наполненный обилием техник ткачества, композиционным и колористическим разнообразием. Безворсовые ковры в зависимости от вида вывешивают на кереге юрты или постилают на пол. Например, алаша используются как для стен, так и для пола. Если изделие предназначено для кереге на верхнюю кромку ковра и боковые части могут нашить ажурную плетёную кайму из разноцветных нитей или бахрому и цветные кисти. Арабы кілем по своей палитре и композиции из вертикально расположенных полос, декорированных орнаментами алабас, ормекшы придаёт жилому пространству торжественный, парадный вид. Эти ковры предназначены только для кереге юрты. Размеры арабы кілем достигают в длину до четырёх метров и 160-180 см. в ширину. Композиция этих ковров была заимствована у переселенцев арабов. У них он называется девичьим ковром и считается символом семейного счастья.
Многие вещи, необходимые для приданого, девушки изготавливали сами. Обучение детей с самого раннего возраста было делом многовековой традиции. Впитав, как говорят, с молоком матери, окружающую красоту и, овладев всеми видами прикладного искусства, человек становился истинным носителем своей культуры, которая не мыслима без творчества и неотделима от быта.
Особенное звучание придавали интерьеру юрты многоцветные полосы алаша. Создавался своеобразный ритм, благодаря чередованию широких и узких полос, однотонных и орнаментированных, лёгких и насыщенных, развешенных на кереге и постеленных на пол, среди чёрно-белых и цветных текеметов, сырмаков. Тонкий изящный рисунок орнаментального декора кежим теру алаша, наполнен сдержанностью и строгостью, давая возможность взгляду отдохнуть. Эти изделия успокаивали и располагали к отдыху. Узоры, словно девичьи косы, усыпанные украшениями, играют разнообразными вариациями орнаментальных сочетаний. Для терме алаша характерен более крупный декор, где один мотив повторяется по всему полю ковра, а широкие полосы циклично меняют цвет орнамента и фона. Эти изделия очень нарядны и создают атмосферу праздника, поднимая настроение.
***
В юрте, для того чтобы отделить разные части друг от друга, например, спальню от бытового пространства, использовали тканые занавески шымылдық. Они могли быть сшиты из ткани и украшены богатой вышивкой, но верхняя часть изготавливалась наподобие узорных лент басқұр и бау, с одной стороны по всей длине, в декоративных и охранительных целях, подшивается цветная плетёная сетка с кистями. Дверной полог в виде удлинённой ковровой дорожки также являлся своеобразным украшением жилого пространства. В широком ассортименте мастерицы ткали и различные небольшие изделия, необходимые в быту: төсеніш – дорожка, кілемше – коврик, жəйнамаз – молитвенный коврик, сумы и чехлы различного назначения.
Перемётные сумы қоржын использовались в хозяйстве для перевозки поклажи на вьючных животных. Помимо своего прямого назначения сума имеет ритуальное значение в свадебной церемонии. Мастерицы изготавливали до четырнадцати типов всевозможных сум и чехлов, необходимых для хозяйственных нужд – аяқ қап, керме қап, кереге қап, кесе қап, төсеқ қап, уыққап. Для постельных принадлежностей и других объёмных вещей использовали тең. Мастерицы ткали сумки, предназначенные для ручной клади қол дорба и қаршын – сумы для мягких вещей. Большинство сум вывешивали на кереге с помощью концевых петель.
Немаловажную декоративную роль в убранстве юрты играли тканые чехлы и покрывала для сундука – сандық жапқыш, əбдіре жапқыш, сандық қап, абдре қап. Попоны для лошадей и верблюдов ат жабу, тұйе жабу. Их украшали кистями и бахромой, в качестве декора использовали разноцветные полосы и другие незамысловатые орнаментальные мотивы. Даже сумы ат дорба, предназначенные для кормления лошади, украшались декором в виде полос, украшенных геометрическими узорами с применением различных техник тканья. Эти изделия хранились на правой – мужской стороне юрты вместе с конской сбруей и другими атрибутами.
***
Многие тканые изделия, такие как қоржын – перемётная сума, керме қап – чехол для вещей, шымылдық – занавески, крепёжные, узорные ленты – басқұр, бау и многие другие, украшались кистями. Даже накосные подвески шаш бау помимо ювелирного оформления, дополнялись цветными, миниатюрными кистями, часто с бусинками и другими деталями. Разноцветные кисти выполняли и роль оберега. Нередко кистями украшали верблюжонка и других животных. Люди верили в силу оберегов, специально для этого женщины ткали тұмар – оберег для жилья и отдельных его частей. Он имеет треугольную, пятиугольную форму. Ткётся тұмар в основном в технике ворсового ткачества, с изображениями растительных геометризованных форм. Обильно украшается многоярусными кистями шашақ и вывешивается на видное место.
Главным украшением под купольного пространства служат узорные ленты басқұр и бау и цветные кисти шашақ. Баскуры, стягивая купольные жерди – уық, и кереге по всему периметру, декорируя стык цилиндрической части – кереге с куполом, придавали юрте празднично-парадный вид. Бау, пересекая купол по диагонали, размещались между деревянными жердями и войлочным покрытием, а также служили для скрепления наружных войлочных покрытий. В зависимости от назначения существует множество разновидностей бау – кереге бау, белдік бау, жел бау, ортаңғы бау, үзік бау, шанырақ бау, шекпен бау, танғыш. Ленты с кистями жел бау, шашақбау подвязывались одним концом к купольному навершию шанырақ, а другим – к грузу или к колу, вбитому посередине юрты, что делалось для её устойчивости при сильных ветрах. С помощью үзік бау войлочные полотна крепятся к каркасу юрты.
Помимо функциональной значимости, они играют и декоративную роль, украшая сферическую часть юрты. Разнообразие техник исполнения бау и баскуров, их многоцветная палитра создавали особое внутреннее звучание интерьера юрты. Шашақ – разноцветные кисти справедливо считаются важным украшением интерьера юрты и предназначены не только для декоративных целей, но и в качестве оберега. Они используются как самостоятельно, так и являются декоративным дополнением для других тканых изделий. Обильно украшается кистями подкупольное пространство. Словно мерцающие звёзды они играют радужными цветами, тихо покачиваясь от дуновения лёгкого ветерка, проникающего в юрту сквозь обод шанырака, символизирующего бездонное, вечное небо.
***
Многовариативные небольшие тканые изделия на первый взгляд не играют существенной роли в пространстве юрты, но их вклад в общей массе очень значителен. Так как большинство из них вывешиваются на кереге юрты, то в общем ансамбле на контрасте с большими коврами они создают равновесие больших и малых форм. Здесь мы наблюдаем тот же принцип, что и в композициях ковров: где крупные модули сочетаются с более мелкими, заполняющими свободное пространство между основными фигурами. Баскуры, протянутые по всему периметру юрты, словно выполняют роль бордюрной полосы. Получается, что всё пространство кереге – это один большой ковёр.
Можно сделать вывод, что казахский народ в совершенстве владел навыками организации жилого пространства. Юрта – это не просто жилище, она образец порядка и гармонии. Каждая вещь «знала своё место» в интерьере жилого пространства. Лишних вещей не было – это было не практично для кочевого образа жизни. Вещь изготавливалась только в том случае, если в ней была необходимость. Знали своё место и люди, жившие в юрте, у каждого члена семьи своя часть. Этот порядок отразился и в традициях ткачества, где мастерица старалась всё чётко выверить и продумать, чтобы никакая деталь декора не выпадала из общей стройной системы предполагаемого изделия.
***
Тканые изделия казахов вмещают, по меньшей мере, пять качеств: неотъемлемая функциональная значимость, декоративная роль в интерьере юрты, обрядовая, религиозная и охранительная. Последнему пункту уделялось особое значение. Наиболее очевидно это просматривается в ак баскур, где мастерицы намеренно включали в орнаментальный строй изображения ювелирных изделий – оберегов. Например, тумар – мотив треугольной формы и женское нагрудное украшение ониржиек. Сам орнамент по сути является оберегом. Каждому изделию присуща своя вековая история. Формы изделий, их композиционные схемы и мотивы формировались в течение долгого времени, видоизменяясь и совершенствуясь в зависимости от материальных и духовных потребностей своих создателей. Тканые изделия составляли значительную и неотъемлемую часть приданого невесты, играли немаловажную роль в обрядовых церемониях.
«Золотое руно» поистине кладезь кочевого народа и не случайно овца у казахов является тотемным животным. Широка область применения этого незаменимого материала. Изготовление войлока и тканых изделий напрямую зависит от наличия этого сырья. За свою историю кочевники в совершенстве овладели навыками обработки шерсти, изготовления из неё необходимых в быту вещей, жилья, одежды, предметов ткачества и т.д. При выборе шерсти для ткачества учитывалась крепость, длина, мягкость, цвет и блеск. Процесс подготовки сырья трудоёмкий и подразумевает следующие этапы: стрижка шерсти, мойка, окраска, расчёска или теребление, изготовление пряжи. Шерсть весенней стрижки овец жабағы жұн с давних пор служила у казахов основным и единственным сырьём для ткачества вообще, так как её волокна значительно длиннее и качество нити соответственно лучше.
***
Древний способ изготовления нитей сохранился и до сегодняшних дней. Нитки прядутся на веретене – ұршық, представляющем собой палочку с пряслицей, которая увеличивает обороты вращения веретена. Качественную пряжу, предназначенную для выявления орнамента, получали из двойных скрученных нитей, в которые при изготовлении для прочности добавляли шерсть козы. Для основы изготовляют неокрашенные суровые нити, отличающиеся большой прочностью. На изготовление шерстяной нити длиной около 20 метров мастерица затрачивает примерно 3,5 часа. Важным звеном технологической цепи подготовки материалов является процесс окрашивания пряжи. Он требует от мастерицы большой затраты труда и времени.
Южные регионы в прошлом вели оседлый и полукочевой образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием, где большей частью было задействовано мужское население, женщины имели возможность больше времени уделить ткачеству ворсовых ковров. Остальное население Казахстана вело в основном кочевой и полукочевой образ жизни, в котором основным средством существования был скот и его продукция – пишет М.С. Муканов. В таком хозяйстве задействованы как мужчины, так и женщины; и времени на ткачество ворсовых ковров не оставалось. Несмотря на это женщины всегда находили время для изготовления других видов тканых изделий: безворсовых ковров, алаша, қоржын, бау, басқұр и др.
Накопленный опыт изобразительных впечатлений об окружающем мире казахи воплотили в своём богатом орнаментальном искусстве. Разновидностей орнаментов огромное множество, для заполнения изобразительной плоскости им придавался чёткий геометрический абрис, что продиктовано самим технологическим процессом. В декоре тканых изделий применяются геометрические, космогонические, растительные, зооморфные, предметно-бытовые и антропоморфные мотивы орнамента, в которых образы живой природы тесно переплетаются с отголосками древних верований космогонических мифов. Множество орнаментальных форм создают гармоничную завершённую систему, ассоциировавшуюся в народном представлении с самой Вселенной.
***
Орнаментальное искусство казахского народа – это ценное явление, обладающее локальной значимостью и неотъемлемой частью мировой культуры. Пройдя через традиции многих столетий, орнаментальные формы приобрели устойчивость, ясность и являются доминантной основой, как в традиционном ткачестве казахов, так и других видах народного прикладного искусства.
Наталия Баженова, искусствовед, старший научный сотрудник отдела прикладного искусства Казахстана, ГМИ РК им. А. Кастеева, член Союза художников Республики Казахстан.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев