Сейчас кухонная посуда, столовые приборы, сантехника и многие другие изделия из нержавейки стали настолько обыденными, что кажется, будто они существовали с незапамятных времен. И мало кому известно, что совсем недавно, еще в начале прошлого века, люди не знали нержавеющих железных сплавов.
А первый самолет с каркасом из нержавеющей стали "Энерж" был построен в СССР в 1931 году по проекту инженера А.И. Путилова из НИИ ГВФ. Это подкосный высокоплан, перевозивший четырех пассажиров и получивший название "Сталь-2", выпускался серийно и эксплуатировался на местных авиалиниях. В 1935 году началось производство более крупного восьмиместного самолета "Сталь-3", который также широко использовался в "Аэрофлоте" до войны. Всего было построено 111 экземпляров "Сталь-2" и 79 "Сталь-3".
Главным достоинством этих мини-лайнеров считалась их долговечность, поскольку каркас не ржавел как сделанный из обычной стали и не гнил как деревянный. А дешевую полотняную обшивку было легко сменить, обычно эту процедуру проводили каждые 2-3 года. Однако через несколько лет эксплуатации выяснилось, что стальные самолеты получились вовсе не вечными.
Хотя детали силового набора, выполненные из спецстали "Энерж", действительно не корродировали, но зато вполне себе ржавели соединяющие эти детали сварные швы. А ослабление из-за коррозии стыковых соединений делало использование самолетов небезопасным. Поэтому в начале 1940-х годов "Сталь-2" и "Сталь-3" были списаны и в дальнейшем к постройке самолетов из нержавейки более не возвращались. Сыграло свою роль и то, что, что нержавеющая сталь - гораздо дороже обычной, а потому у сделанных их нее самолетов была весьма высокая себестоимость.
На заставке: "Сталь-3" с двигателями М-22 и М-17. Рисунки В. Егорова
#мироваяавиация #авиацияссср
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев