Случай в марте 1989 года
29 марта 1989 года начался как обычный рабочий день для экипажа вертолёта Ми-2 из Свердловского авиаотряда. Задача — проверить магистральные продуктопроводы в районе Кургана. Но уже на старте всё пошло не по плану. Из-за тумана и низкой облачности вылет задержали на полтора часа. Когда метеорологи пообещали улучшение (видимость 300 метров и 5-балльную облачность), командир экипажа решил рискнуть. Его роковое решение стало началом цепочки фатальных ошибок.
Хронология катастрофы: От взлёта до падения
08:33 — Вертолёт взлетает из аэропорта Курган. На борту — двое членов экипажа и два пассажира. Примечательно, что бортмеханик не должен был участвовать в полёте: он не прошёл медосмотр. Но командир проигнорировал это нарушение.
08:46 — Посадка на площадке Колесниково для забора пассажиров. Всё идёт штатно.
08:52 — Вертолёт направляется к посёлку Варгаши, следуя вдоль трассы продуктопровода на опасно низкой высоте — 50–70 метров. Экипаж знает, что впереди — линия электропередачи с опорами до 40 метров, но вместо облёта решает набрать высоту.
09:00 — Вертолёт врезается в стену тумана и облаков. Видимость падает до нуля. Командир, не обученный полётам по приборам, теряет пространственную ориентацию. Он открывает боковое окно, пытаясь разглядеть землю, и перестаёт контролировать приборы. Вертолёт сбрасывает скорость, теряет высоту и баланс.
09:05 — После разворота на 180° машина выныривает из облаков всего в 40 метрах над лесом. Пилот пытается выровнять Ми-2, но вертикальная скорость падения (5 м/с) и низкая горизонтальная скорость (40 км/ч) не оставляют шансов. Вертолёт врезается в деревья, разрушая лопасти винтов. Удар о землю приходится на кабину — командир погибает на месте. Бортмеханик и пассажиры чудом остаются живы.
Бортмеханик, пытаясь скрыть свое участие в полете, закапывает бортовой журнал в снег и убегает с места ЧП, уговаривая пассажиров поступить аналогичным образом.
Расследование: Почему это произошло?
Неподготовленный пилот
Командир нарушил правила: вместо перехода на приборное пилотирование в облаках, он пытался «выглядеть» землю. Его навыки оказались недостаточными — программа обучения 1976 года не готовила пилотов к таким ситуациям.
Ложный прогноз погоды
Вместо обещанных 200 метров облачность оказалась на высоте 100 метров. Но даже это не оправдывает решение КВС лететь в условиях, близких к его личному минимуму.
Сокрытие фактов
Бортмеханик, не имевший права быть на борту, пытался замести следы. Его действия осложнили расследование.
Устаревшие стандарты обучения
Программа подготовки пилотов Ми-2 не учитывала реальные риски полётов в сложных метеоусловиях.
Эта катастрофа — урок на будущее. Она показала, как халатность, плохая подготовка и самоуверенность могут перечеркнуть даже безупречную технику. Ми-2, «рабочая лошадка» советской авиации, разбился не из-за отказа двигателя, а из-за человеческого фактора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13
Это не Ми-8 !!!
заданию ,но не справился