История появления.
Экспериментальный истребитель Як-1000 является детищем ОКБ Яковлева и ЦАГИ.
Ближе к концу 40-х годов ЦАГИ занималось исследованиями, связанными с доработкой крыла для реактивных самолётов. В качестве основных вариантов предлагалось стреловидное крыло, а также крыло малого удлинения. По своей схеме оно было приближено к треугольному крылу, однако специалисты ЦАГИ прозвали его "ромбовидным". Изначально велись работы по стреловидному крылу, однако вскоре конструкторы поняли, что более перспективным для истребителей, способных летать на звуковых скоростях, является крыло малого удлинения.
Интерес был обусловлен тем, что подобное крыло могло иметь значительные преимущества на транс- и сверхзвуковых скоростях. Лобовое сопротивление было минимальным. Более того, истребитель подобной схемы имел улучшенную продольную устойчивость при переходе на сверхзвуковые скорости. Вес конструкции также имел немаловажную роль - он уменьшился. Основной проблемой будущего истребителя стали несущие характеристики на взлётно-посадочных режимах. Также немало проблем возникло с поперечной устойчивостью и управляемостью самолёта. Несмотря на такие проблемы, специалисты ЦАГИ продолжали изучать данную тему.
В конце-концов крыло малого удлинения было разработано. А.С. Яковлев заинтересовался данной разработкой и дал согласие на создание подобного истребителя. ОКБ Яковлева планировало построить сверхзвуковой истребитель с турбореактивным двигателем ТР-5. Расчетная скорость составляла примерно М=1,7, что являлось чем-то заоблачным на тот момент. В октябре 1950 г. Яковлев спроектировать небольшой экспериментальный самолёт с двигателем РД-500, так-как побоялся использовать ещё необузданный на подобной схеме ТР-5.
Так появился первый макет Як-1000. На нём планировали отработать новую аэродинамическую схему крыла с малым удлинением, и конечно же изучить работу истребителя на взлётно-посадочных режимах. Як-1000 был построен в кратчайшие сроки. В конце февраля 1951 г. он находился на лётно-испытательной станции аэродрома ЛИИ в Жуковском. Полномасштабный макет проходил испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101.
Специалисты привели следующие расчеты: максимальная скорость Як-1000 в горизонтальном полёте могла составлять 1100 км/ч, и всё это благодаря новой схеме. Система управления самолётом также была уникальной. В отличие от истребителей того времени, Як-1000 имел ручки управления, оснащенные электромеханизмами, меняющими длину шкворня.
Изначально Як-1000 был оснащен шасси велосипедного типа. Механизация крыла была усиленной в районе задней кромки. Закрылки занимали практически весь размах крыла. Элероны в связи с этим были размещены на задних концевых частях закрылков.
Наземные испытания истребителя начались 3 марта 1951 г. Лётчик-испытатель Д.В. Зюзин заметил, что на небольших скоростях самолёт устойчив при рулении, также он быстро набирает скорость, однако с выпущенными закрылками при слабом боковом ветре на скорости 150 км/ч Як-1000 сильно разворачивало, и ничего с этим поделать лётчик не мог. При убранных закрылках подобная ситуация возникала на скорости 250 км/ч. Также возникало давление на подкрыльную стойку, из-за чего конструкторы сделали выводы о том, что схему шасси необходимо доработать. Естественно, ни о каких полётах речи и не шло.
Более того, проблемы возникли и с новым крылом. У него были очень плохие демпфирующие свойства. Также, Як-1000 обладал плохим соотношением моментов инерции относительно поперечной и продольной осей, что сказывалось на пилотировании.
Як-1000 обрастал огромным количеством недостатков. Конструкторы предполагали, что в полёте самолёт будет сильно раскачиваться и есть вероятность, что пилот потеряет управление. Какое-то время работы по истребителю продолжались, однако уже тогда Яковлев начал понимать, что для истребителей подобная схема не годится. В конце-концов, ОКБ Яковлева от истребителя с крылом малого удлинения отказалось. Они боялись рисковать лётчиками, так-как после первого полёта была вероятность потери истребителя.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев