Если брать в пример советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, то сейчас о нём можно узнать очень много информации, о его влиянии на развитие отечественной авиации в целом. Первый коммерческий пассажирский рейс самолёта Ту-144 был осуществлен 1 ноября 1977 года спустя почти 15 лет после начала работ по данному проекту. Обслуживание на борту самолёта было на высоком уровне, пассажирам предлагали черную и красную икру, а перед взлётом давали коньяк. Каждый пассажир ощущал себя космонавтом, благодаря сложившейся обстановке. Это было чем-то новым и весьма необычным для советского человека. Стоит отметить, что за всем этим стоял труд советских инженеров, в том числе и создателей двигателей. Без двигателей не было бы и самолёта.
Процесс создания двигателя НК-144 для Ту-144 имел не менее интересную историю, чем сам самолёт. Ещё на этапе лётных испытаний двигателя выявился дефект в работе регулируемого сопла, створки которого управлялись шестью гидроцилиндрами. Синхронизация работы гидроцилиндров осуществлялась гидравлически, и в условиях работы двигателя на самолёте она не срабатывала, поэтому постоянно были перекосы створок сопла. Гидравлическая синхронизация не оправдала себя, и отдел регулирования, который занимался этим вопросом, вынужден был признать свою беспомощность. Тогда Николай Дмитриевич Кузнецов (советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей) предложил В. П. Мальгину сделать механическую синхронизацию гидроцилиндров.
Мальгин три дня просидел в своём гараже и с помощью консервной банки и подручных средств сделал модель механической синхронизации. В понедельник он принёс свою «консервную банку» Николаю Дмитриевичу и на ней показал, как будет работать механизм синхронизации. Разработанный им принцип был принят. Эта механическая синхронизация отлично зарекомендовала себя и в дальнейшем использовалась на двигателях НК-25 и НК-32.
Звуковой барьер Ту-144 с двигателями НК-144 преодолел 5 июня 1969 года, а через год на высоте 16 300 м достиг скорости 2443 км/ч, то есть больше чем в два раза обогнал звук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1