Идея создания подобного вертолёта родилась в ЦАГИ, в конце 1970-х годов. Его топливная система должна была стать двойной (газ-керосин). Данную идею поддержал и ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения).
Спустя некоторое время, в 1982 году был подготовлен научно-технический отчет, связанный с исследовательской работой сразу нескольких организаций, в котором были предоставлены факты эффективности перевода вертолётов на газовое топливо. Идея понравилась многим! В 1985 году вышло Постановление ГКНТ СССР № 500 о расширении работ по газовому вертолёту. В этом же году на заводе им. В.Я. Климова были проведены первые стендовые испытания двигателя ТВ2-117ТГ, который работал на сжиженном газе. В 1987 году на МВЗ им. М.Л. Миля построили полноценный экспериментальный вертолёт - Ми-8ТГ. Сжиженный газ размещался в шести баках от грузового автомобиля Зил-138. Летные испытания прошли успешно. Силовая установка вертолёта работала на газе около 50 часов. Что самое интересное - летный состав не заметил никакой разницы в работе двигателя (на газе работал только один из них!). Силовая установка запускалась с первого раза, а выхлоп газового двигателя был чистым и без "сажи". Как я и писал выше, один из двигателей был газовым, а второй работал на керосине. Конструкторы решили не устанавливать сразу два газовых двигателя, чтобы в случае выхода из строя Ми-8ТГ мог дотянуть до аэродрома на одном керосиновом. Однако всё получилось иначе: во время испытательного полёта в керосиновый двигатель попала птица, в результате чего он вышел из строя. А вот ТВ2-117ТГисправно работал и благодаря ему экипаж спокойно добрался домой. По-факту Ми-8ТГ стал первым в мире вертолётом, который летал с ГТД на газовом топливе :)
Данный полёт вдохновил конструкторов на дальнейшие разработки. В 1991 году была создана организация ОАО "Интеравиагаз". В 1993 году на авиасалоне был продемонстрирован новый экземпляр Ми-8ТГ, который был оснащен двумя необычными двигателями: они могли работать как на АСКТ, так и на авиационном керосине. Более того, они могли работать и на их смесях любой пропорции.
На авиасалоне МАКС 1995 года Ми-8ТГ был продемонстрирован в полноценном полёте. Характеристики вертолёта практически не изменились и даже в некотором плане улучшились (при работе в условиях низких температур). Более того, конструкторы подтвердили, что АСКТ можно применять и на самолётах. Правда, после 1995 года финансирование проекта прекратилось.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев