16 января 1949 года экипаж самолета С-47 (б/н) Л-1005) из 14 АТО Якутского управления ГВФ выполнял регулярный рейс по маршруту Якутск – Жиганск. Посадка в аэропорту Жиганск была осуществлена в 06:35 по московскому времени, и самолет был оставлен на ночевку из-за недостатка светлого времени суток для обратного вылета.
На следующий день, 16 января, подготовка самолета к вылету проводилась авиатехником аэропорта и бортмехаником экипажа. Во время проверки двигателей на земле правый мотор не развивал полной мощности и остановился при активации бустерпомпы. Однако, не установив причину неисправности, бортмеханик доложил командиру о готовности самолета к вылету, так как при повторной пробе мотор работал без сбоев.
Погодные условия в пункте отправления, вдоль маршрута и в пункте назначения соответствовали установленным нормам. Самолет был загружен 15 пассажирами и 368 кг груза, с общим полетным весом 11 508 кг.
При выруливании на старт командир разместил самолет для взлета на 20 метров от правой границы взлетно-посадочной полосы (ВПП). В процессе разбега самолет постепенно смещался ближе к правой границе, что заставило командира подорвать его на малой скорости, чтобы избежать выхода за пределы ВПП. Вскоре после этого самолет вновь оторвался от земли, но на высоте 5 метров начались сбои в работе правого мотора, сопровождавшиеся выхлопами в карбюратор.
Некорректная работа мотора привела к тому, что самолет развернулся вправо, в сторону препятствий на аэродроме. Попытки экипажа восстановить работу мотора оказались безрезультатными, и самолет, теряя скорость, столкнулся с столбом левой консолью крыла и упал на лес. К счастью, экипаж и пассажиры не пострадали, однако самолет потребовал капитального ремонта, а в связи с невозможностью эвакуации его к месту ремонта, он был подвержен списанию.
В ходе расследования выяснилось, что на правом моторе Пратт-Уитни был установлен карбюратор от мотора Райт-Циклон, который долгое время находился на складе. Правила хранения карбюраторов не были соблюдены, что ухудшило их состояние. Установка карбюратора на двигатель осуществлялась бортмехаником с разрешения старшего инженера 14 АТО и главного инженера Якутского управления ГВФ, что указывает на недостаточную техническую грамотность руководства инженерно-технической службы.
Основными причинами аварии стали:
1. Неправомерная установка карбюратора от мотора Райт-Циклон на Пратт-Уитни, проведенная бортмехаником с разрешения руководства, что стало причиной отказа мотора при взлете.
2. Недисциплинированность командира и бортмеханика, которые решили произвести взлет, не установив причины ненормальной работы правого мотора.
3. Ошибка командира, который осуществлял взлет ближе к правой границе ВПП и пытался поднять самолет на недопустимо малой скорости, что усугубило ситуацию при неисправности мотора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1