8 августа 1998 года экипаж вертолета Ми-8Т (RA-24547) проводил контрольный полет для проверки его тяговых характеристик и готовности к эксплуатации после замены главного редуктора и двигателя. На борту не было ни пассажиров, ни коммерческого груза. Взлетная масса вертолета составила 9986 кг, что соответствовало всем установленным нормам.
После проверки двигателей на земле и выполнения контрольного висения, командир воздушного судна (КВС) нарушил требования пункта 2.4.2 НПП ГА-85, выполнив вертикальный набор высоты более 100 метров, что не входило в программу облета. Поднявшись до высоты 120 метров с углом шага несущего винта 10,6 градусов, КВС уменьшил шаг до 8,3 градуса для выполнения вертикального снижения. Однако это маневрирование проводилось с нарушением требований пункта 2.5.3 РЛЭ Ми-8, поскольку оно происходило в зоне эксплуатационных ограничений по допустимым скоростям в зависимости от высоты.
Ошибки КВС в технике пилотирования и нарушения технологических процессов, касающихся контроля за параметрами полета, привели к увеличению вертикальной скорости снижения до 7 м/с, что значительно превышало установленное ограничение для данного режима полета — не более 2 м/с. Это, в свою очередь, привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца".
Несмотря на образовавшуюся опасную ситуацию, КВС не предпринял необходимых мер для вывода вертолета из вертикального снижения путем создания поступательной скорости. Он ошибочно полагал, что запас мощности позволит уменьшить вертикальную скорость, в результате чего увеличил общий шаг несущего винта до 11,5 градусов. Однако это не дало ожидаемого результата из-за особенностей управляемости вертолета в режиме "вихревого кольца". КВС попытался в последние две секунды полета сбросить общий шаг до 9 градусов и поднять его до 12,7 градусов, но это не предотвратило резкое приземление, в результате которого вертолет получил серьезные повреждения. Экипаж остался невредимым.
Разбор авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т выявил несколько причин, приведших к инциденту:
- Ошибки в технике пилотирования КВС, которые привели к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца";
- Нарушение взаимодействия в экипаже, проявившееся в отсутствии контроля за параметрами полета во время вертикального снижения;
- Несоблюдение КВС требований НПП ГА-85 и РЛЭ Ми-8, что выразилось в самовольном изменении программы облета и принятии необоснованного решения о выполнении вертикального снижения;
- Невыполнение рекомендаций по переводу вертолета из режима вертикального снижения в горизонтальный полет при превышении рекомендованных значений вертикальной скорости.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1