Многобожники, собрав все свои силы, сражение, таким образом, возобновили. Они напали на мусульман отовсюду, где проходили дороги, ведущие на Ахульго, как лёгкие, так и трудные. Мусульмане же — все, кто только был в силах держать оружие или швырять камни, и мужчины, и женщины, вступили тут на путь священной войны.
В ряды защитников встали женщины, переодетые в одежду погибших мужей, отцов и братьев. Даже дети взяли в руки оружие и отчаянно защищались. Никто не искал спасения.
Большая часть осаждённых на Ахульго погибла мучениками за веру, способными к продолжению боя оставались лишь сам имам и несколько мужей. В результате мусульманская крепость Ахульго под давлением силы врага в конце-концов пала. Имам Шамиль и те, кто были тогда вместе с ним, прошли под покровом ночи между неверными, с обнажёнными саблями в руках. Они прорвались через их ряды.
Итак, часть тех, кто находился на Ахульго, погибла мучениками за мусульманскую веру. Кое-кто попал в плен. Кое-кто спасся.
Эх! Было, что было. «Сошлись-таки два кольца подпруги». То был воистину день, подобный малому светопреставлению. Люди были словно пьяные. Матери, кормящие грудью, забывали о своих грудных детях. Высокое и низкое сравнялись. Одна, к примеру, женщина из числа мухаджиров, сказала своему мужу:
«Что же мы будем делать с нашим ребёнком?».
Муж ответил:
«Это не тот день, когда заботятся о своих чадах. На каждом из нас лежит сейчас прежде всего обязанность участвовать в священной войне. Поэтому бери кинжал и сражайся. Мальчики же нашего оставь на этом камне».
Женщина взяла тогда кинжал, а затем, расстелив свой платок и положив на неё своё чадо, вступила в бой. Она сражалась рядом со своим супругом до тех пор, пока оба они не стали мучениками за веру. Да будет Аллах доволен ими обоими!
Далее, к числу женщин-мучениц за веру принадлежит сестра выдающегося храбреца, красноречивого учёного, мученика за веру Сурхая Колобского — меча, обнажённого против неверных и тиранов. После гибели родного брата, дорогого ей Сурхая она одела его плащ и чалму, затянула на себе его боевой пояс, взяла в руки его саблю и бросилась на вражеское войско. Она принялась бить и крушить врагов. Так действовала тогда сестра Сурхая Колобского! Наконец и она пала в бою и стала мученицей за веру, вслед за своим братом, которого она так жалела. Да будет Аллах доволен ими обоими!
Женщины и дети отступали к задней части крепости. Раненная выстрелом из ружья сестра Шамиля Патимат начала убегать от врагов. Оказавшись на краю обрыва, она закрыла лицо вуалью, и бросилась вниз в бурлящую реку Андийского Койсу, чтобы не попасть в руки врагам. Сраженная вражеской пулей, упав наземь, скатилась в реку и тётя имама по линии матери Зайнаб, которую в семье Шамиля называли «Гӏашилтӏаса ада» –тетя из Ашильта. Тяжело было ранена в голову вторая жена Шамиля Джавгарат. Воспользовавшись моментом, когда сопровождавшие мужчины заставили врагов отступиться, остальные женщины и дети успели благополучно добраться до убежища.
Источник:
1 Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки (Уммахан Аварский, имам Газимухаммад, имам Хамзат, имам Шамиль, восстание в Дагестане и Чечне 1877 г. и т.д.). Перевод с арабского Т.М. Айтберов. Махачкала – 1992.
1 Ибрагимов М.-Н.А. Муса Балаханский. — Махачкала, 2009.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1