Не принято было в казачьих семьях не только выносить «на люди» свои конфликты, но и выяснять отношения при детях: «ныколы мы ны чулы, шоб батько на матирь сказал какое-нибудь слово, ни вона на ёво».
Чем больше была казачья семья, тем больше в ней было конфликтов. Даже несмотря на строгие разграничения обязанностей между членами кубанской семьи, и равные права на семейный заработок. В семьях, где проживало вместе 15-20 человек (отец, мать и сыновья с жёнами и детьми), как отмечают старожилы «брань просто висит в воздухе», и самая простая безделица порождает нескончаемые перебранки. Больше всего ссорились бабы-невестки, нередко за ними подхватывали мужчины-братья, ведь каждый из них становился на сторону своей жены.
Поводом для ссор невесток могло стать то, что свекровь не сумела поровну, с точностью аптекарских весов, между ними разделить мыло, или взяла лишний раз на руки плачущее дитя одной из невесток; а может платья, купленные невесткам к празднику были неодинакового цвета или достоинства, или кому-то из баб перепала лишняя горсть льну или конопли; сходила ли баба лишний раз за водой, а может муж одной из невесток купил ей за утаённые от семьи деньги платок, - все это служило яблоком нескончаемых раздоров.
Разлад часто служил поводом для раздела семьи. Чаще прочих в казачьих семьях конфликтовали невестки меж собой, ведь каждая из них норовила быть старшей и устанавливала свои порядки, которые нередко не соответствовали желанию стариков.
Не менее конфликтной парой были и невестка со свекровью, что даже породило в народе пословицу «два кота в одном мешку нэ ужывуця».
Нередко в семьях ссоры случались между невестками и золовками, ведь все тяготы быта падали на плечи невестки, а золовка обладала «семейным иммунитетом» во многих домашних заботах: «Лучше было семиро деревьев, чем одна золовушка».
Разрешение всех конфликтов в казачьей семье полностью возлагалось на главных членов семьи- отца (деда) и матери (бабушки). Часто отец мог поставить на место членов семьи силовыми методами, однако невестку никогда не трогал: «Не, жену лупил только муж. Свекр может поругать».
Иногда для разрешения ссоры невестка могла попросить своих родителей
поговорить со свекром и свекровью, а бывало и так, что она, на время,
возвращалась в родительскую семью. Но чаще всего родител сами отправляли дочь обратно- «одризана скиба от хлиба, иди живи».
Редко, но бывало и так в казачьей общине, что конфликт доходил до изгнания невестки из дома свёкра. Тогда дело доходило до суда.
Так, в Пашковский станичный суд однажды поступила жалоба невестки на свекра, выгнавшего ее с дитем из дома, и не позволившего пользоваться землей мужа, находящегося на службе.
В жалобе она просила 4 десятины земли из пая мужа «на пропитание». Суд обязал свекра выделить истице земли «для пропитания ее и дитяти».
Тем не менее родители невестки старались не допустить развода, и следили за четким исполнением обязанностей, даже если невестка сама была уже в солидном возрасте: «...при мне бабушка, дочь, которой 60 лет, атхадила кастылем за то, что та своему мужу брюки галифе не вовремя подала»...
Вообще неповиновение воле старших считалось одним из самых страшных нарушений устоев семьи. Серьезным проступком считался брак без родительского благословения...
ОБ ЭТОМ ЧИТАЙТЕ В НАШИХ СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
Источник:
Воронин В.В. Конфликты в семье кубанских казаков и пути их разрешения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Антропология конфликта и мира в культуре народов Кавказа (юга России). Краснодар. 2012.
Комментарии 9
А ещё посмотрите,СКОЛЬКО деток на фотографиях!!