🇧🇬
Откройте для себя историю кипчакско-тюркской династии Шишманов, которая сыграла значительную роль в средневековой истории Болгарии. Запутанная сеть мировой культуры и истории подчеркивает наше взаимосвязанное и разнообразное наследие. Наши самые наилучшие пожелания нашим Болгарским родственникам! 🇧🇬❤️
Династия Шишманов (болг. Шишман), также известный как Шишманиды или Шишмановцы (болг. Шишмановци), была средневековой болгарской династией куманского тюркского происхождения.
Династия Шишманов правила Вторым Болгарским Царством с провозглашения Михаила Асеня III императором в 1323 году до свержения его сына Ивана Стефана в 1331 году, после чего власть перешла к дому Срацимиров, которые были материнскими потомками Шишманидов.
Шишманиды были материнскими потомками более ранней династии Асенов и, возможно, были также связаны с предшествующей кипчакской династией Тертеров Болгарии.
Члены дома Шишманов
1. Шишман Видинский, деспот Видинский
2. Михаил Асень III (также известный как Михаил Шишман), болгарский император (1323–1330)
3. Иван Стефан, болгарский император (1330–1331)
4. Шишман, в изгнании в Византийской империи
5. Людовик, в изгнании в Неаполе
6. Михаил, деспот
7. Белаур, деспот Видинский
8. Кераца Петрица, императрица Болгарии, жена Срацимира и мать Ивана Александра.
Кипчакские тюрки, также известные как куманы или половцы, были выдающейся кочевой группой из Евразийских степей, оказавшей значительное влияние на различные империи и культуры на протяжении истории. Эта статья исследует их происхождение, миграции, культурное влияние и наследие.
Происхождение и ранняя история
Кипчаки происходили из Кимакского каганата и были частью тюркской экспансии в XI-XII веках. Вместе с куманами они завоевали огромные части евразийской степи, прежде чем были покорены монгольскими нашествиями в начале XIII века.
Под монгольским правлением кипчакское ханство (Золотая Орда) правила большей частью Восточной Европы в течение 150 лет, а его последние остатки, Крымское ханство, просуществовали до XVIII века, прежде чем были поглощены Российской империей.
Этническое и культурное происхождение
Считается, что кипчаки происходят от динлинов, раннего тюркоязычного народа, связанного с восточными скифами, особенно с Тагарской культурой. Динлины, идентифицируемые с Тагарской культурой, были интегрированы в кочевые конфедерации, включавшие куманов, которые мигрировали с востока от реки Хуанхэ до Западной Сибири и региона между Волгой и Уралом к XI веку.
Современные археологи идентифицировали динлинов как часть скифского горизонта. Считается, что они были ранними тюркоязычными народами, о чем свидетельствуют сохранившиеся исторические записи. Китайские источники упоминают родину кипчаков, их лошадей и характерные физические особенности, описывая их как голубоглазых и рыжеволосых.
Влияние и интеграция
Другие могущественные империи и государства, на которые влияли, которыми правили или которые основали кипчакские элиты, включают:
- Монгольская империя (Золотая Орда): Доминировала на большей части Восточной Европы и Сибири.
- Византийская империя
- Мамлюкский султанат: Многие кипчаки служили мамлюками в Египте и Леванте, включая известных деятелей, таких как султан Бейбарс.
- Хорезмское государство
- Делийский султанат
- Королевство Грузия
- Королевство Венгрия
- Королевство Сербия
- Княжество Молдавия
- Княжество Валахия: основатели династии Басарабов
- Болгария: основатели династий, таких как Асениды, Тертериды
Конфликты и союзы
В конце XI и начале XII веков куманы и кипчаки участвовали во множестве конфликтов, часто меняя союзы между византийцами, Киевской Русью, венграми и печенегами. После поражения от Ладислава I Венгерского и Владимира Мономаха Русского они разграбили Киев в 1203 году, но были окончательно разбиты монголами в 1241 году.
Под властью Монгольской империи они стали значительной частью Золотой Орды.
Язык и культура
Кипчаки и куманы говорили на тюркском языке, важным сохранившимся документом которого является "Кодекс Куманикус". Тюркоязычные мамлюки в Египте составили кипчакско-кумано-арабские словари, которые имеют большое значение для изучения древних тюркских языков.
Согласно Махмуду Кашгари, у кипчаков и кимаков были характерные лингвистические особенности, такие как изменение начального 'y' на 'j'. Некоторые кипчаки и куманы обратились в христианство около XI века, в основном под влиянием Грузии, а позже среди кипчаков Золотой Орды распространился ислам.
Современность
Современная северо-западная ветвь тюркских языков, часто называемая кипчакской ветвью, происходит от кипчакского языка. Эта ветвь включает сибирских татар, кумыков, ногайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и крымских татар. Поселения в Турции и деревня под названием "Кипчак" в Крыму отражают их историческое присутствие.
Кипчаки также являются неотъемлемой частью генеалогий (киргизское "Санжыра", башкирское "Шежере", казахское "Жуз") различных тюркоязычных народов, таких как киргизы, башкиры и казахи.
ДНК:
«Современные потомки западных скифских групп встречаются среди различных групп на Кавказе и в Центральной Азии, в то время как сходства с восточными скифами более широко распространены, но почти исключительно среди тюркоязычных (ранее) кочевых групп, особенно из кипчакской ветви тюркских языков.»
Источник: «Происхождение и демография потомков кочевников железного века Евразийской степи» - Гарвардская медицинская школа, Институт истории человечества Макса Планка, Группа молекулярной генетики и геномного анализа, Институт эволюционной биологии, Университет имени Иоганна Гутенберга в Майнце. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5337992/ Footnotes:
1. Vásáry, István (24 March 2005). Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365 (PDF). Cambridge University Press. ISBN 0-521-83756-1.
2. Mladjov, Ian (2015). "Monarchs' Names and Numbering in the Second Bulgarian State". Studia Ceranea. 5: 267–310. doi:10.18778/2084-140X.05.09. hdl:11089/18406.
3. Павлов, Пламен (2005). "Метежници и претенденти за търновската царска корона през XIV в.". Бунтари и авантюристи в средновековна България (in Bulgarian). Варна: LiterNet.
4. Biliarsky, Ivan (2011). Word and Power in Mediaeval Bulgaria. BRILL. p. 283. ISBN 978-90-04-19145-7.
5. Fine, John V. A. (1994). The Late Medieval Balkans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. University of Michigan Press. ISBN 978-0-472-08260-5.
6. Brezeanu, S. *Identități și solidarități medievale. Controverse istorice*, pages 135–138 and 371–386.
7. Rădvan, Laurențiu (2010). *At Europe's Borders: Medieval Towns in the Romanian Principalities*. BRILL. p. 129. ISBN 978-90-04-18010-9.
8. Sedlar, Jean W. (2011). *East Central Europe in the Middle Ages, 1000-1500*. University of Washington Press. p. 24. ISBN 978-0-295-80064-6.
9. Grumeza, Ion (2010). *The Roots of Balkanization: Eastern Europe C.E. 500-1500*. University Press of America. p. 51. ISBN 978-0-7618-5134-9.
10. Acropolitae, George (2007). *George Akropolites: The History.* Translated by Ruth Macrides. Oxford: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-921067-1.
11. Dimnik, Martin (2004). "Kievan Rus', the Bulgars and the southern Slavs, c. 1020–c. 1200." In Luscombe, David; Riley-Smith, Jonathan (eds.). *The New Cambridge Medieval History, Volume 4, c.1024–c.1198, Part 2*. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-1-13905403-4.
12. Sinor, Denis. *The Cambridge History of Early Inner Asia, Volume 1.* Cambridge University Press. p. 279.
13. Pavlov, Plamen. *Бунтари и авантюристи в средновековна България.*
14. Korobeinikov, Dimitri (2008). "A broken mirror: the Kipçak world in the thirteenth century." In Curta, Florin (ed.). *The Other Europe from the Middle Ages.* Brill. p. 400.
15. Pletneva, S.A. (1990). *Kipchaks*. Publishing House "Science". p. 35. ISBN 5-02-009542-7.
16. Waldman, Carl & Mason, Catherine (2006). *Encyclopedia of European Peoples*. Infobase Publishing. pp. 475-476. ISBN 1438129181, 9781438129181.
17. Hartley, Charles W.; Yazicioğlu, G. Bike; Smith, Adam T. (2012). *The Archaeology of Power and Politics in Eurasia: Regimes and Revolutions.* Cambridge University Press. p. 245.
18. Pulleyblank, E. G. (1962). "The Consonantal System of Old Chinese. Part II".
19. Xu Qianxue (17th century). *Zizhi Tongjian Houbian*. Vol. 141-142. Zhejiang University Copy p. 42 of 124.
20. Golden, Peter B. *The Turkic world of Mahmud al-Kashgari.* p. 522.
21. Golden, Peter B. (2014). Nurettin Demir (ed.). "Qıpčaq". *Turcology and Linguistics. Éva Ágnes Csató Festschrift.*
22. Scharlipp, Wolfgang-Ekkehard (1992). *Die frühen Türken in Zentralasien: eine Einführung in ihre Geschichte und Kultur.* Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt. ISBN 3-534-11689-5, p. 11.
23. Golden, Peter B. (2011). "Ethnogenesis in the Tribal Zone: The Shaping of the Türks." In Hriban, C. (ed.), *Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppes*, Florilegium magistrorum historiae archaeologicaeque Antiquitatis et Medii Aevi, IX. Bucharest-Brăla. pp. 17-63. ISBN 978-973-27-2152-0.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
Я перевёл этих текстов без труда, точнее почти 90 процентов текста понятно, для любого туркмена, хорошо знающего родного языка.
Поэтому, считаю гипотезу не верной, что язык Казанских татаров, относится кыпчакской группе тюркских языков.о том,
Согласен , что многие тюркские языки очень схожи друг с другом .
Но всё же есть различия по которым языковеды разделили на три основные подгруппы:
Огузская , Карлюкская , Кыпчакская.
По моему мнению Кумыкский язык занимает серединное положение , я бы его смело назвал Орта тюрк дили , но всё же языковеды отнесли его к Кыпчакской подгруппе .
Крымско-татарский язык состоит из трёх основных диалектов :
1. Степной или Ногай , без сомнения можно отнести к Кыпчакской подгруппе;
2. Южнобережный или Ялыбойлы он несомненно - Огузский.
3. Горный или Тат , здесь уже присутствуют элементы обеих тюркских подгрупп . Литературный крымско-татарский язык на основе Татского диалекта.
Теперь насчет языка казанских татар и переводов , которые вы делали . Хочу напомнить , что многие тюркские народы использовали в письменности общий язык на основе арабской графики, так называемый чагатайский или тюрки, это тот старинный орта тюрк тили в основном на огузо-карлюкской основе.
На нем писали как ...ЕщёЭссалам алейкум!
Согласен , что многие тюркские языки очень схожи друг с другом .
Но всё же есть различия по которым языковеды разделили на три основные подгруппы:
Огузская , Карлюкская , Кыпчакская.
По моему мнению Кумыкский язык занимает серединное положение , я бы его смело назвал Орта тюрк дили , но всё же языковеды отнесли его к Кыпчакской подгруппе .
Крымско-татарский язык состоит из трёх основных диалектов :
1. Степной или Ногай , без сомнения можно отнести к Кыпчакской подгруппе;
2. Южнобережный или Ялыбойлы он несомненно - Огузский.
3. Горный или Тат , здесь уже присутствуют элементы обеих тюркских подгрупп . Литературный крымско-татарский язык на основе Татского диалекта.
Теперь насчет языка казанских татар и переводов , которые вы делали . Хочу напомнить , что многие тюркские народы использовали в письменности общий язык на основе арабской графики, так называемый чагатайский или тюрки, это тот старинный орта тюрк тили в основном на огузо-карлюкской основе.
На нем писали как государственные документы , так ученые и поэты Золотой Орды . Это и стихи классиков Алишера Новайы ,Довлетмаммеда Азади ( Вагзы-Азат ) и многих других.
Даже в начале 20 века в газете Закаспийские ведомости , издававшейся в Ашхабаде , я прочитал обращение -жалобу жителя села Кёши к администрации Закаспийской области, оно написано на чагатайском -тюрки ( аладур-боладур). Так что есть большое различие между письменным языком казанских татар и разговорным до 20 годов 20 века. Язык казанских татар относится к кыпчакской подгруппе.
Среди загадок в «Кодексе» следующие выдержки (в реконструированной орфографии)[5]:
Aq küymäniŋ avzu yoχ. Ol, yumurtqa. Ақ күймәниң авзу йох. Ол юмуртқа.
«У белой кибитки нет калитки (У белой юрты нет дверного проёма). Это яйцо».
Kökčä ulaχïm kögende semirir. Ol, χavun [χuun]. Көкчә улахым көгенде семирир. Ол, хавун [хуун].
«Мой серенький козлёнок жиреет на привязи. Это дыня».
Olturɣanïm oba yer, basqanïm baɣïr čanaq. Ol, [eyär bile] üzeŋgi. Олтурганым оба ер, басканым багъыр чанақ. Ол [эйәр биле] үзеңги.
«На холме сижу, на медные миски наступаю. Это [седло и] стремена».
«У белой кибитки нет калитки (У белой юрты нет дверного проёма). Это яйцо».
Теперь на современный туркменский литературный язык
Ak kümmäniñ ( öýüñ) agzy ýok . Ol ýumurtga -Ак кюммянинг агзы йок . Ол юмуртга.
Kökčä ulaχïm kögende semirir. Ol, χavun [χuun]. Көкчә улахым көгенде семирир. Ол, хавун [хуун].
«Мой серенький козлёнок жиреет на привязи. Это дыня».
На туркменском:
Gökje owlagym kökünde semrär. Ol gawun - Гёкдже овлагым кёкюнде семряр. Ол гавун
Olturɣanïm oba yer, basqanïm baɣïr čanaq. Ol, [eyär bile] üzeŋgi. Олтурганым оба ер, басканым багъыр чанақ. Ол [эйәр биле] үзеңги.
«На холме сижу, на медные миски наступаю. Это [седло и] стремена».
Oturanym oba ( baýyr ) ýer basanym bakyr ( mis ) çanak Ol eýer bile üzeññi - Отураным оба ( байыр ) ер , басаным бакыр ( мис ) чанак . Ол эйер биле Yзенги.
Например, автор пишет:
" Могущественные империи и государства,..........которыми правили или которые Основали кипчакские элиты"
И далее проводит список В списке кроме других еще есть названия: есть:
МАМЛЮКСКИЙ султанат (Египет) , ХОРЕЗМСКАЯ империя и ДЕЛИЙСКИЙ султанат ....
Вышеуказанные султанаты....и Османская империя основаны Туркменами!
Даже над Персией со времени султаната Махмуд Газневи (997-1030 гг) до 1924 года царствовали огузские-туркменские императоры!
Зачем автор искажает историю?!
Чего добывается автор, вложив сюда фактов провокационного характера, искажает историю?
Если автор наслаждается с Ложной информацией, пусть в указанный список добавляет и информацию, что и ВАТИКАН был создан кипчакми!))))
Однако, жто все вранье ! Огузы туркмены жили на территории Туркменистана и до 650 годов. Это есть Родина туркменов! За то ,что они как дробь жили где те на территории нынешнего Казахстана или на Алтае, все это не исключает, что Родиной наших пращуров была и есть Туркменистан!
Кто пытается отрицать, пусть прочитает известного труда историка Мухаммед Табери (838-925 гг) под названием "История пророков и царей"., где автор пишет, что когда арабы пришли завоевать территорию нынешнего Туркменистана, в регионе Дехистан (юго западный регион) огузы под руководством полководца Сувлы отважно защищали свою Родину .
Как пишет Табери, начиная от Горген ( после 1930 гг был передан Союзом в Иран, а раньше Горгенский регион, был в составе Закаспийской области Царской Росии) , начинается древних Родина огузов. Война в указанном регионе был...ЕщёМногие , специально пишут (и писали в советский ученые) , что, якобы огузы -туркмены переселились на нынешней территории Туркменистана, примерно с 10 века.
Однако, жто все вранье ! Огузы туркмены жили на территории Туркменистана и до 650 годов. Это есть Родина туркменов! За то ,что они как дробь жили где те на территории нынешнего Казахстана или на Алтае, все это не исключает, что Родиной наших пращуров была и есть Туркменистан!
Кто пытается отрицать, пусть прочитает известного труда историка Мухаммед Табери (838-925 гг) под названием "История пророков и царей"., где автор пишет, что когда арабы пришли завоевать территорию нынешнего Туркменистана, в регионе Дехистан (юго западный регион) огузы под руководством полководца Сувлы отважно защищали свою Родину .
Как пишет Табери, начиная от Горген ( после 1930 гг был передан Союзом в Иран, а раньше Горгенский регион, был в составе Закаспийской области Царской Росии) , начинается древних Родина огузов. Война в указанном регионе была, примерно 650 гг.
На карте Л.Н.Гумилева, масса огузов до 950 года проживали и на обширной территории от г Астрахань до г.Булгар.Тогда получается и Восточный берег Волги тоже Родина огуз-туркменов?!
Поэтому, где бы не проживали группа огузов--туркменов, их Родиной является Туркменистана.
Это есть ответ, тем, кто пытается, отчуждать древних туркменов от Хоросана и Хорезма!