общественный и политический деятель, один из основателей партии «Алаш», один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения казахов. Написал ряд трудов по казахской истории, этнографии и обычаям.
Жакып Акбайулы родился 7 ноября 1876 года в Каркаралинском уезде (ныне Каркаралинский район, Карагандинской области) в состоятельной казахской семье. Происходит из подрода сарытанас, рода каракесек, племени аргын.
Грамоте обучился у аульного муллы. В 1886 году поступил в Каркаралинский интернат, в 1889–1896 годах учился в гимназии в Омске, затем два года провёл в Томской гимназии. В 1898 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, окончил его в 1903 году с дипломом 1-й степени. В августе 1905 года работал в суде в Омске.
В начале XX века стал одним из самых влиятельных духовных лидеров казахской интеллигенции. Отстаивал национальные интересы казахского народа, выступая за создание независимого казахского государства. Принимал участие в антицарских событиях в Омске, Павлодаре, Баянауле и Каркаралинске. 22 июля 1905 года подписал обращение деятелей казахской интеллигенции к царю и 15–16 ноября того же года выступал с антироссийскими речами в Каркаралинске. За что подвергался политическим репрессиям со стороны царского правительства.
Наряду с А. Бокейханом, М. Дулатулы, Р. Марсековым, А. Байтурсынулы, М. Тынышбайулы и другими участвовал в создании казахской партии «Алаш». И являлся активным членом партии. Также был казахским представителем в «Шура-и-ислами». С декабря 1917 года входил в правительство «Алаш-Орды». Участвовал в обоих всеказахских съездах 1917 года. В 1917 году казахский комитет Каркаралинского уезда открыл в его честь «Медресе Жакыпа» с бесплатным обучением. В том же 1917 году был подвергнут преследованиям, в 1918–1919 годах – правительства Колчака (приговорившего его к смертной казни), а в последние годы жизни – Советской властью.
Впервые был арестован 11 января 1906 года по обвинению в государственной измене. Затем в 1908, 1910 и 1929 годах за свои убеждения сидел в тюрьмах Павлодара, Семипалатинска, Омска, Алма-Аты, Томска. Несколько раз находился в ссылках, в том числе в Якутии и Семиреченской области. Из последней ссылки в Воронеж, куда был выслан в 1929 году, на родину вернулся в 1934 году тяжело больным и в том же году умер.
Наиболее известные работы: «О происхождении казахов» («Қазақтың шығу тегі туралы», 1927), «Несколько слов о происхождении казахов» («Бірер сөз қазақтың түбі қайдан шыққаны туралы»).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев