Скачать статью: http://vk.com/doc181861343_292347655 1 - Языковое значение:
Под словом «рахма», подразумевается мягкость, сочувствие. Эти два имени имеют один корень со словом «ар-рахма». Они имеют форуму чрезмерности (мубаляга). В слове «рахман» больше чрезмерности в отличие от слова «рахим». Так как то, что имеет форму «фаълян» более сильнее того, что имеет форму «фаъиль». Например слова «надим» и «надман». «Надим»- тот, кто что-то сделал и пожалел. А «надман» - это тот, кто сильно-сильно кается. Ибн Джарир указал на то, что это единогласное мнение.
2 - Эти имена в Коране
Имя «ар-Рахман» пришло в коране 57 раз. Из этих аятов, в котроых упоминается это имя, слова Всевышнего:
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения кроме Него, Милостивого, Милосердного. (Сура аль-Бакара, аят 163)
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Милостивый вознесся над Троном. (Сура Та Ха, аят 5)
الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا
В тот день власть будет истинной и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих. (Сура аль-Фуркан, аят 26)
Что касается имени «ар-Рахим», то оно пришло более ста раз.
إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
Он – Принимающий покаяния, Милующий. (Сура аль-Бакара, аят 54)
إِنَّ اللّهَ بِالنَّاسِ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям (Сура аль-Бакара, аят 143)
Также очень часто приходит аят:
إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Воистину, Аллах – Прощающий, Милующий. (Сура аль-Бакара, аят 173)
3 - Значение этих имен в отношении Аллаха
Как мы уже говорили, эти два имени имеют один корень со словом «рахма». И слово «ар-Рахман» имеет более чрезмерный смысл, чем слово «ар-Рахим». Однако в чем разница между этими именами.
Существует три мнения по этому поводу:
1 мнение. Имя «ар-Рахман» указывает на всеобщую милость над всеми Его созданиями в этом мире, и над верующими в том мире. А «ар-Рахим» - это Обладатель милости над верующими в Судный День. В довод эта группа привела аят, где Всевышний сказал:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Милостивый вознесся над Троном. (Сура Та Ха, аят 5)
Всевышний рассказал о своем Возвышении употребив имя «ар-Рахман», этим самым охватив все Свои создания Своей милостью.
А что касается имени «ар-Рахим», то Всевышний говорит:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
Он милосерден к верующим. (Сура аль-Ахзаб, аят 43)
Всевышний рассказал о Своей милости к верующим, употребив имя «ар-Рахим».
Однако на несостоятельность этого мнения указывают слова Всевышнего:
إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям. (Сура аль-Бакара, аят 143)
2 мнение. Имя «ар-Рахман» указывают на атрибут сущности, а «ар-Рахим» на атрибут действия. Ибн аль-Къаийм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине «ар-Рахман» указывает на атрибут сущности Всевышнего, а «ар-Рахим» на атрибут связанный с тем, кому проявляют милость, то есть, с теми, кого помилует Всевышний. И поэтому первое имя связано с описанием сущности, а второе с описанием действия».
То есть первое имя указывает на то, что милость является Его атрибутом, второе указывает на то, что Он проявляет милость Своим созданиям.
И если мы захотим это понять, то нам надо задуматься над словами Всевышнего:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
Он милосерден к верующим. (Сура аль-Ахзаб, аят 43)
إِنَّهُ بِهِمْ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям. (Сура ат-Тауба, аят 117)
Всевышний ни разу не сказал, что Он «Ар-Рахману бихим», то есть милостив к ним. Отсюда следует, что «ар-Рахман» - это Тот, Кто описан милостью. А «ар-Рахим» - это Тот, Кто проявляет милость Своим созданиям.
3 мнение. «ар-Рахман» более конкретен в имени и более широк в смысловом значении. А «ар-Рахим» более широк в имени и более конкретен в смысловом значении.
Так как «ар-Рахман» из тех имен, которыми запрещено называть кого-то, кроме Аллаха. Как сказал Всевышний:
قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَنَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена». (Сура аль-Исра, аят 110)
Всевышний уравнял это имя (т.е. Ар-Рахман), тому имени, которым никто кроме Него не владеет, а это имя «Аллах».
Передается от Хасана аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, что он сказал: «Ар-Рахман – имя, которое не смогли люди присвоить себе, и им называется только Всевышний, и поэтому не дозволено называть им кого-либо из созданий»
Что же касается имени «ар-Рахим», то Всевышний описал им Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. (Сура ат-Тауба, аят 128)
Поэтому дозволено говорить: «раджуль рахим», и не дозволено говорить «раджуль рахман».
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Из имен Аллаха есть те, которыми дозволено называть создания, и есть те, которыми не дозволено называть создания, как имя «Аллах», «Ар-Рахман», «Аль-Халикъ», « Ар-Раззакъ» и тому подобные имена. Поэтому Всевышний, начиная с имени Аллах, описывает его именем «Ар-Рахман», так как оно конкретнее и имеет больше определенности в отличие от имени «Ар-Рахим». Так как вначале всегда описывают самыми почетными именами, поэтому начинают с более конкретного, затем менее и т.д.»
4 - Следы веры в эти два прекрасных имени.
1 - Наш Господь обладает обширной милостью.
Всевышний говорит в Коране:
وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ
Моя милость объемлет всякую вещь (Сура аль-Араф, аят 156)
Также Всевышний сообщил о том, что носители Его трона говорят:
رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَحْمَةً وَعِلْمًا فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ
«Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду. (Сура Гафир, аят 7)
2 - Его милость берет верх над Его гневом.
Всевышний сказал:
كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ
Ваш Господь предписал себе быть Милосердным (Сура аль-Анам, аят 54)
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал об этом аяте: «Он обязал себя этим из щедрости с Его стороны, благодеяния и милости».
От Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что Он сказал: “Когда приступил Аллах к сотворению мира, он написал в своей Скрижали, и она была с ним, над Троном: Воистину, моя Милость опережает мой Гнев”. Иснад достоверный, Ахмад, 7187.
3 - Поистине, у Аллаха сто милостей.
Абу Хурайра рассказывал, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах создал милость и поделил её на сто частей». В другой версии говорится: «Все эти милости слои между небом и землей, и Он удержал у себя девяносто девять милостей, и послал одну своим созданиям». Еще в одной версии говорится: «У Аллаха сто милостей, одну он ниспослал и поделил между джинами, людьми, животными и насекомыми. Ею они проявляют милость друг другу, ею хищник проявляет милость к своему ребенку». В другой версии говорится: «Даже животное поднимает свое копыто над своим ребенком, боясь причинить ему вред. А девяносто девять милостей, Он оставил у себя, и ими Он будет миловать создания в Судный День». Муслим, 2753 и др.
И это созданная милость Аллаха! А что же сказать о милости Аллаха, которая является Его атрибутом, и не является созданной, и никогда не закончится, у которой нет границ и нет конца. Всевышний сказал:
وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ
Моя милость объемлет всякую вещь. (Сура аль-Араф, аят 156)
Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы неверующий знал, сколько милости у Аллаха он никогда не отчаялся бы в том, что не попадет в Рай». Бухари, 6469, Муслим, 2755.
4 - Милость только в Руках Всевышнего Аллаха.
Из милости Аллаха к Его созданиям то, что никто из Его созданий не может лишить тех, кого любит Аллах Его милости. Всевышний сказал:
مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِنْ رَحْمَةٍ فَلاَ مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلاَ مُرْسِلَ لَهُ مِنْ بَعْدِهِ
Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. (Сура Фатыр, аят 2)
Милость Аллаха не является чем-то недостигаемым для того, кто просит ее, в какое бы время и в каком бы это месте не было. Ибрахим, нашел ее в центре огня, Юсуф нашел ее на дне колодца и в глубине тюрьмы. Исмаиль и его мать Хаджар нашли ее в безлюдной пустыне, в которой не было посева и не было воды. Юнус нашел ее в чреве кита. Муса нашел ее в реке, будучи маленьким, во дворце Фараона и тогда, когда тот желал его смерти. Обитатели пещеры нашли ее в пещере тогда, когда они потеряли ее во дворце среди своего народа. Наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нашел ее со своим другом Абу Бакром в пещере, когда за ними гнались неверующие.
5 - Аллах милостивее к Своим созданиям, чем мать к своему ребенку.
И это, потому что милость твоих родителей к тебе, какой бы она великой не была, она всего лишь маленькая часть той сотой части, которую Аллах создал и послал Своим созданиям. Что же тогда говорить о широкой милости Аллаха?
‘Умар Ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привели пленных, среди которых была одна женщина, потерявшая своего грудного ребёнка, (которого она в последствии нашла). Когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью. Увидев это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил нас: «Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить в огонь своего ребёнка?» Мы сказали: “Клянёмся Аллахом, нет!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам: «А Аллах более милосерден к Своим (верующим) рабам, чем эта женщина к своему ребёнку!» аль-Бухари 5999, Муслим 2754.
Хаммад бин Саляма, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я не желал бы чтоб мое дело в Судный День был предоставлено моим родителям, так как мой Господь более милостив ко мне, чем они».
Поистине, следы и признаки милости Аллаха настолько ясны, что не нуждаются в указании на них, и их так много, что невозможно посчитать. Как сказал Аллах:
اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَسَخَّرَ لَكُمُ الأَنْهَارَ وَسَخَّر لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَآئِبَينَ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ
Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день, Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен. (Сура Ибрахим, аят 32-34)
Все что дает нам Аллах является Его милостью, и это признает каждый, кто обладает здравым разумом и здоровым сердцем, отрицает это только неверующий и несправедливый, и вообще это даже не нуждается в доводах. Как сказал один из поэтов:
وكيف يَصحُّ في الأذهان شىءٌ
إذا احتاجَ النهارُ إلى دليلٍ
Как можно считать здравым разум того
Кто утверждает что день нуждается в доводе
Некоторые из следов милости Всевышнего Аллаха.
1 – Создание человека
Из милости Аллаха то, что Он создал человека из ничего. Придал ему форму, дал ему зрение и слух. Дал ему сердце и разум. И все это сделано из пыли. Какое достоинство больше этого, какая милость может быть после того, как Аллах, взяв немного глины и пыли создает человека, обладающего разумом, имеющего чувства, который верит и затем заходит в Рай. Пречист Аллах и вся хвала Ему!!!
Всевышний говорит в Коране:
الرَّحْمَنُ عَلَّمَ الْقُرْآنَ خَلَقَ الإِنْسَانَ عَلَّمَهُ الْبَيَانَ
Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться. (Сура ар-Рахман, аят 1-4)
2 – Пророчество и послание посланников являются милостью.
Пророчество и ниспосланные знамения названы милостью. Как на это указывают слова Всевышнего, где Он рассказал о Нухе, мир ему, что тот сказал:
قَالَ يَا قَوْمِ أَرَأَيْتُمْ إِنْ كُنْتُ عَلَى بَيِّنَةٍ مِنْ رَبِّي وَآتَانِي رَحْمَةً مِنْ عِنْدِهِ
«О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя. (Сура Худ, аят 28)
Ибн Касир, да смилуется на ним Аллах, сказал об этом аяте: «То есть я опираюсь на то, в чем нет сомнения, на нечто ясное, и правдивое пророчество это великая милость Аллаха, которую дарит Аллах»
3 – Послание нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам.(Сура аль-Анбийа, аят 107)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я не был послан проклинающим, но я был послан, как милость!» Муслим 2599.
4 – Ниспослание Корана
Как сказал Всевышний:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَى لِلْمُسْلِمِينَ
Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман. (Сура ан-Нахль, аят 89)
5 – То, что Он сделал нас мусульманами.
Как сказал Всевышний:
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِمَّا يَجْمَعُونَ
Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают. (Сура Йунус, аят 58)
Ибн Касир говорил:«Тому, с чем он пришел к ним из прямого пути, истинной религии, пусть они радуются этому, так как это больше всего достойно радости».
Это единственное место в Коране, где Всевышний приказал радоваться.
6 – Зов Всевышнего в третью часть ночи, чтобы проявить милость Своим рабам.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”».
В другом хадисе говорится: «Кто тот, кто просит у Меня средства к существованию, Я наделю его ими. Кто просит у Меня избавления от трудностей? Я избавлю его от них». И все это пока не наступит утро.
В другой версии говорится: «Аллах снисходит каждую ночь на первое небо, когда проходит первая треть часть ночи и говорит: Я Царь, Я Царь, кто ко Мне взывает? аль-Бухари, 1145 и Муслим, 785.
Если президент страны пошлет к тебе кого-то с тем, что он придет к тебе для того, чтобы исполнить то, что ты хочешь от него, разве это не заставит тебя любить его? И желать встречи с ним? Разве ты заснешь в эту ночь, разве оставишь его? Разве забудешь о времени встречи с ним?
И со стороны слабого человека, который не владеет ни для себя, ни для тебя чем-то полезным или каким-то вредом, кроме того, что пожелает Аллах, а что сказать о Господе миров?
7 – Его приближение к созданиям.
Всевышний Аллах приближается к Своим созданиям, несмотря на то, что Он не нуждается в них. Он делает то, за что Его начинают любить, несмотря на то, что они не могут принести Ему ни пользы, ни причинить вреда. Однако все это из-за милости с Его стороны, благодеяния и щедрости.
Смотри же на этот хадис, от которого разрываются сердца, и слезятся глаза. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» Бухари, 7405.
СубханаЛлах, кто к кому приближается? Кто к кому бежит? Создатель приближается к созданию? Владыка бежит к бедным рабам? Кто может быть милостивее? Кто может быть щедрей?
8 – Всевышний упоминает Своих праведных рабов.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» Бухари, 7405.
Дорогой брат, можешь ли ты представить, как Аллах вспоминает о тебе? Можешь ли ты представить, как Он упоминает твое имя? Да! Упоминает твое имя ангелам в верхнем обществе!!!
Что может быть выше почетом? Об этом может знать только тот, кто познал своего Господа и полюбил Его. Посмотрите на одного из них, а это Убай бин Каъб, да будет доволен им Аллах, когда он узнал о том, что Всевышний упомянул его имя. Он расплакался от радости и любви к Милостивому Аллаху, Свят Он и Велик!
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Убайу: «Поистине, Аллах велел мне прочитать тебе (следующий айат):
لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ
Неуверовавшие люди Писания и многобожники. (Сура аль-Баййина)
(Убайй, да будет доволен им Аллах,) спросил: «И Он назвал моё имя?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да», и (, услышав это, Убайй, да будет доволен им Аллах,) заплакал. Бухари, 3809.
Яхъя бин Муаз Ар-Рази говорил: «О невежда, о небрежный, если бы ты слышал звук пера, которое пишет твое имя, когда ты вспоминаешь имя твоего Господа, ты бы умер, от желания встретится с Ним. Не удивительны слова: «Вспоминайте обо Мне», а удивительно «Я вспомню о вас. Неудивительно, когда слабый вспоминает сильного, или бедный богатого, или униженный великого, а удивительно, когда сильный вспоминает слабого, богатый бедного, великий униженного».
9 – Терпеливое перенесение обид Аллахом со стороны Его созданий
Кто снисходительней Всевышнего? Кто милостивее? Кто щедрее? Он создает, а поклоняются другому божеству, Он дает удел, а благодарят других. Его добро нисходит к созданиям, а их зло поднимается к Нему. Зло тех, кто приписывает Ему ребенка и подобных им, и Он терпит их поношения, и дает им средства к существованию. Может быть, эта щедрость дойдет до чистых разумов, понимающих сердец, благих душ, здорового естества и они очнутся, оставят свои заблуждения, познают своего Господа и начнут поклоняться одному Ему, и любить только одного Его.
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет никого, кто, слыша обидное, проявлял бы больше терпения, чем Аллах: (люди) утверждают, что у Него есть ребёнок, а Он исцеляет их и дарует им их удел». Бухари, 6099.
И эта милость Аллаха к тем, кто придает Ему сотоварищей, а что сказать о Его милости к тем, кто поклоняется Ему одному, любит Его, любит Его посланника, и усердствует на Его пути?
10 – Его милость к кающимся.
Поистине сердца кающихся рабов разбиваются перед величием Аллаха. Они смирены перед Ним. Они обращаются к Нему в надежде на Его милость, боясь Его наказания, какой будет милость Аллаха к ним?
А) Он прощает грехи какими бы великими они не были.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама, если ты будешь взывать ко Мне и надеяться на Меня, Я прощу тебе все что было с твоей стороны. О сын Адама, если твои грехи достигнут высоты небес и ты попросишь у Меня прощения, Я прощу тебе. О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной не приобщающим ко Мне ничего, то Я дарую тебе столько же прощения»”». Ат-Тирмизи 3534; «ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 4/214, «Джами’ ас-сагъир» 6065, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 3382, «Сильсиля ас-сахиха» 127, «Тахридж Мишкат аль-масабих» 2276, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4338.
Б) Он протягивает Свою Руку к кающимся ночью и днем.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит». Муслим 2759.
В) Всевышний радуется покаянию Своего раба
Он радуется такой радостью, которая больше радости человека жизни после того, как он отчаялся в ней и считал себя уже мертвым. И это радость благодеяния и доброты. А не радость того, кто нуждается в покаянии рабов и имеющего с этого пользу.
Сообщается, что слуга посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хамза Анас бин Малик аль-Ансари сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне”. аль-Бухари 6309, Муслим 2747.
В версии Муслима (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):
- Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу) И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!”, - допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования.
В этом хадисе, указание на радость Аллаха покаянию Своего раба, когда тот раскаивается перед Ним. И на то, что Аллах любит это очень сильно. Однако это не из-за Его нужды в наших делах и нашем покаянии. А из-за любви Аллаха к щедрости, и из-за того, что Он любит прощать, и прощение для Него более любимо, чем наказание. И поэтому Он, радуется покаянию раба.
Г) Он заменяет плохие деяния хорошими.
Всевышний говорит:
إِلاَّ مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا
Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милующий. (Сура аль-Фуркан, аят 70)
Хасан аль-Басри говорил: «Всевышний Аллах заменит им их плохие деяния - благими, заменит им их ширк - искренностью, заменит им их нечестие - благодеянием, заменит им их неверие - исламом».
11 - Всевышний Аллах благословляет Своих рабов.
Всевышний говорит в Коране:
هُوَ الَّذِي يُصَلِّي عَلَيْكُمْ وَمَلاَئِكَتُهُ لِيُخْرِجَكُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим. (Сура аль-Ахзаб, аят 43)
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил по поводу этого аята: «Благословление от Аллаха - это Его хвала раба перед ангелами, (как это передал Аль-Бухари от Абу Алий)»
12 – Многократное увеличение записи благих дел и вознаграждений.
Из милости Аллаха то, что Он многократно увеличивает вознаграждение за благие дела. Есть такие дела, которые Всевышний выращивает и они превращаются в горы. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы». Бухари, 1410.
13 – Милость Аллаха к сердцам рабов
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - «Поистине, все сердца сынов Адама, словно одно сердце между двумя Пальцами Милостивого, и Он изменяет его, как пожелает». Муслим, 2655.
1-Если пожелает, поведет раба по прямому пути и откроет его сердце для Ислама
Как Он говорит в Коране:
فَمَنْ يُرِدِ اللَّهُ أَنْ يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ للإِسْلاَمِ
Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама. (Сура аль-Ан'ам, аят 125)
2 – Если пожелает ему прямого пути, сделает так, что он полюбит Иман, и приукрасит его в сердце раба. И он будет он жить с верой счастливо, далеким от неверия и нечестия.
Как сказал Аллах:
وَلَكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ أُولَئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ (7) فَضْلًا مِنَ اللَّهِ وَنِعْمَةً
Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем. По милосердию и милости Аллаха. Аллах – Знающий, Мудрый. (Сура аль-Худжурат, аят 7-8)
3-Делает верующих счастливым по причине их любви к Нему, свят Он и велик, Его посланнику и верующим людям. И они чувствуют сладость веры, сладость близости к Милостивому.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». Бухари, 16, 21; Муслим, 43.
Также Всевышний говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا
Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью. (Сура Марйам, аят 96)
И это в отличии от грешников и нечестивцев в лице многобожников из людей писаний, как сказал Всевышний о христианах:
فَنَسُوا حَظًّا مِمَّا ذُكِّرُوا بِهِ فَأَغْرَيْنَا بَيْنَهُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ
Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. (Сура аль-Маида, аят 14)
14 – Рай из милости Аллаха.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Некогда) рай и ад стали препираться друг с другом, и ад сказал: “Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых”, что же касается рая, то он спросил: “А почему же в меня не войдёт никто, кроме слабых и незаметных?” И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах сказал раю: “Ты — милость Моя, которую Я стану оказывать, кому пожелаю из рабов Моих”, аду же Он сказал: “А ты — не что иное, как (средство) Моего наказания, которому Я стану подвергать, кого пожелаю из рабов Моих”. И будут наполнены (рай и ад до краёв); что касается ада, то не наполнится он, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно, довольно!” — и будет он полон, а края его сойдутся, и при этом Всемогущий и Великий Аллах не обидит никого из Своих созданий. Что же касается рая, то, поистине, Всемогущий и Великий Аллах создаст (новое) творение (, чтобы заполнить его)». Бухари, 4850. См. Мухтасар, 1698.
15 – Вхождение в Рай по милости Аллаха
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никого не спасут дела его». (Люди) спросили: « И даже тебя, о посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И даже меня, если только Аллах не окажет мне (Свою) милость (,а поэтому) придерживайтесь правильного, и приближайтесь, и (занимайтесь делами поклонения) утром, вечером и (некоторое время) ночью — так мало-помалу вы достигнете (цели)». аль-Бухари 6463.
https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama2
https://ok.ru/at.tauba.v.islame Скачать все статьи приведеные в группе одним фаилом: http://vk.cc/5hzHgj Имена «ар-Рахман» и «ар-Рахим» https://ok.ru/at.tauba.v.islame/topic/65523468940744 Ар-Рохман Ар-Рохим (Милостивый, Милосердный) https://ok.ru/at.tauba.v.islame/topic/65523453146568 ПЯТЬ УСЛОВИЙ ПОКАЯНИЯ https://ok.ru/at.tauba.v.islame/topic/65523460683208 Мольбы (Ду`а) о покаянии. https://ok.ru/at.tauba.v.islame/topic/65523426080200 Аяты Корана о
...https://youtu.be/yrb-yy4A3Yw Выдающийся ученый, имам, факих, шейх: Мухаммад ибн Солих аль-Усейми́н (да помилует его Аллах)
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев