Предыдущая публикация
Но на фотокарточке указано: Типы окрестностей г. Асхабада. Персидскій праздникъ Шажей–Важей. Процессія на Таманской ул.
В описании на фотокарточке несколько ошибок:
— это не окрестность города, а практически центр — почтово–телеграфное управление находится в 250 метрах от этого места,
— не "Шажей–Важей", а "шахсей–вахсей",
— не " праздник ", а траурные мероприятия,
— это пересечении улиц Кирпичной (в советское время Карла Либкнехта) и Левашовской (Энгельса). Улица Таманская (Первомайская) находилась 250 метров юго–западнее от точки на фото.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Из книги А.М. Ахундов, Ч.О. Овезбердыев — Так было (Очерки из прошлого Ашхабада), 1965.
Страшными были картины религиозного обряда мусульман шиитского толка шахсей-вахсей16. В месяце Мухаррам17 каждый вечер тысячные толпы верующих мужчин и женщин заполняли мечети, молились до исступления, слушали мулл до поздней ночи. Своего кульминационного момента самобичевания верующих доходило в последние дни Мухаррама, в так называемые дни Ашуры. Целые отряды фанатиков, одетых в черные балахоны с вырезами на спине, ходили по улицам и безжалостно били себя толстыми железными цепями. Еще страшнее было наблюдать картину «рубки голов», когда фанатики во имя имама Хусейна, истекая кровью, наносили удары кинжалами по своим бритым головам. Причём, различные группы верующих старались перещеголять друг друга в самоистязании. Так, шемахинские азербайджанцы старались показать себя перед иранскими, карабахские – перед шемахинцами и т.д. Эти дикие шествия с факелами и барабанным боем переходили из одн
...ЕщёИз книги А.М. Ахундов, Ч.О. Овезбердыев — Так было (Очерки из прошлого Ашхабада), 1965.
Страшными были картины религиозного обряда мусульман шиитского толка шахсей-вахсей16. В месяце Мухаррам17 каждый вечер тысячные толпы верующих мужчин и женщин заполняли мечети, молились до исступления, слушали мулл до поздней ночи. Своего кульминационного момента самобичевания верующих доходило в последние дни Мухаррама, в так называемые дни Ашуры. Целые отряды фанатиков, одетых в черные балахоны с вырезами на спине, ходили по улицам и безжалостно били себя толстыми железными цепями. Еще страшнее было наблюдать картину «рубки голов», когда фанатики во имя имама Хусейна, истекая кровью, наносили удары кинжалами по своим бритым головам. Причём, различные группы верующих старались перещеголять друг друга в самоистязании. Так, шемахинские азербайджанцы старались показать себя перед иранскими, карабахские – перед шемахинцами и т.д. Эти дикие шествия с факелами и барабанным боем переходили из одной мечети в другую, оставляя на улицах кровавый след. Как известно, в религиозных обрядах суннитов нет шахсей-вахсея, однако в толпе самоистязающих фанатиков можно было встретить много суннитов, которых завлекали сюда «братья» шииты. В ходе исполнения этих диких обрядов десятки людей падали без сознания от потери крови. Их клали на ковры и выносили с поля «побоища». Смертельные исходы не были исключением. Но эти жертвы могли умирать спокойно, так как для них, как учили муллы, уже было забронировано место в раю. Только один вопрос оставался открытым: кто будет кормить детей этих вознесшихся в небеса фанатиков? Конечно, муллы и ишаны не торопились в рай, они предпочитали пока оставаться на бренной земле, уступая небеса более наивным рабам Аллаха. Более трезвомыслящие верующие также не торопились в рай. Мясник Ферман, например, ссылаясь на малокровие, в дни Ашуры всегда нанимал за определенную сумму какого-нибудь бедного курда для рубки головы вместо себя.
16 - На фарси – сокращенная форма возгласа «Шах Хусейн, вах, Хусейн!».
17 - Мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря, один из четырёх запретных месяцев, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы.
В 1923 г. основные группы населения Полторацка составляли персы, азербайджанцы, курды (35,2%), русские, украинцы, белорусы (35,7%), армяне (20,4%), прочие европейские национальности (8,1%), туркмены, узбеки и казахи (0,6%).
По данным переписи 1926 г. в составе жителей Ашхабада было уже 2,2% туркмен, а в 1939 г. – 11,7%. В дальнейшем этот процент всё больше и больше возрастал. Правда, все эти данные относятся лишь к европейской части города и не учитывают старое население его азиатской части.
Из книги А.М. Ахундов, Ч.О. Овезбердыев — Так было (Очерки из прошлого Ашхабада)
- На углу улиц Энгельса и Карла Либкнехта, где теперь стоит театр оперы и балета, располагалась Карабахлы-мечеть и принадлежала она карабахским и шушинским азербайджанцам. Эта мечеть в тридцатых годах была переоборудована под азербайджанский театр музыкальной комедии.