МОЖНО ЛИ УБИВАТЬ ЖИВОТНЫХ НА ОХОТЕ? Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота – это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им животного на том же месте, – то это грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ #практическийсоает29ию2024подвижник07
    0 комментариев
    1 класс
    Существует пять основных импульсов, движущих людьми: личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога. Пятый импульс – первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек. И тогда ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему, отчаяния и – самоубийства. свт. Николай Сербский +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ #притчадня29ию2024подвижник07
    0 комментариев
    1 класс
    МЫСЛИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    0 комментариев
    1 класс
    ЦИТАТА ДНЯ ++++++++++++ Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадешь в такой же грех. Чем других осуждать, лучше себя познать. Что же мы из себя представляем? схиигумен Савва (Остапенко)
    0 комментариев
    7 классов
    КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ КРЕСТИЛ РУСЬ +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы? Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. Как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой.
    6 комментариев
    209 классов
    СЛЕДУЕТ ЛИ ПОЗДРАВИТЬ МУСУЛЬМАНИНА С ИСЛАМСКИМ ПРАЗДНИКОМ? Для христианина это однозначно неприемлемо. Это будет либо малодушием, либо вероотступничеством. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Сегодня мусульмане празднуют Ураза-байрам, в связи с чем обращает на себя внимание то, что некоторые православные братья и сестры считают возможным поздравить своих знакомых мусульман с праздником. Заметим, не с личным праздником этих знакомых, а с религиозным праздником ислама (в соответствии с верой ислама, именно в этот день Аллах ниспослал лжепророку Мухаммеду первые стихи Корана). «Не будьте нетерпимым» – скажет кто-то – «христианин должен подавать пример любви к ближним». Но любовь и беспринципность с лицемерием – не синонимы. Мы любим мусульман, но категорически не приемлем исламское лжеучение. Они отрицают Христа, хулят Святую Троицу. Мы не можем поздравлять их с этим, не можем предавать Христа! «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Ин.2:22-23), говорит Апостол. Поздравление фактически является поддержкой антихристианской традиции, косвенным её одобрением. Невозможно поздравлять с тем, что противоречит твоим убеждениям, Истине и правде. Можно услышать и такой аргумент: "Я поздравляю знакомых мусульман ради вежливости, да и сами они "национальные" мусульмане, особо не разбираются в своём вероучении". Если люди поверхностно относятся к Богу и религия для них лишь родовой атрибут, то это не повод к тому, чтобы идти на поводу у их заблуждения. Мы не будем поздравлять наркомана с годовщиной подсадки на иглу, т.к. понимаем, что он губит свой тело. Почему же мы должны с лёгкостью потакать тем, кто губит свою душу? Верхом цинизма будет желать счастливого пути человеку, зная, что он идёт ложным, гибельным путём. Так почему же в рассматриваемом вопросе мы должны лукаво называть это соблюдением этикета, добрососедством и миролюбием? Ещё пример. Предположим, что есть люди, считающие, что земля – квадратная. У них есть посвящённый этому праздник. Сможете ли Вы их поздравить с Праздником Квадратной Земли, не испытывая смущения от идиотизма ситуации? Ведь вы прекрасно знаете, что это ложь... Основатели ислама принципиальным образом исказили Божественное Откровение, откатились в Богопознании в ветхозаветные времена, почему же мы так спокойно должны играть в предложенную нам гнусную игру? И в заключение. Не смущайтесь, если мусульмане поздравляют вас с Пасхой (хотя в Коране и написано "а они не убили его и не распяли, но это только представилось им") ведь и они подсознательно чувствуют, что Христос Воистину Воскрес! В дополнение к сказанному привожу цитату из книги священника Даниила Сысоева и его статью: «...Традиционная религия или нетрадиционная. Традиционно человек повесился или нетрадиционно подорвался на гранате – какая разница? Всё равно погиб. Если человек идёт в ад, то неважно, идёт ли он из-за того, что придерживается ислама или из-за того, что был членом, например, какой-нибудь секты типа "Свидетелей Иеговы". Главное, что погибает. И это самая страшная вещь, которая может случиться с человеком... Для отцов Церкви никакой разницы между традиционными и нетрадиционными конфессиями не было. Священное Писание разделяет религии только по одному принципу: одна – истинная, все – остальные ложные. Есть один путь, ведущий к Богу. Господь сказал: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). И есть множество путей, выдуманных дьяволом, которые ведут к гибели... Почему же такой лживый подход существует сегодня в религиозном вопросе? Потому что сама суть религии заключается в том,что нужно ставить вопрос не о традиционности или нетрадиционности той или иной религии, а о её истинности. А указанный подход – это попытка описать религию как общественный институт, и не больше. Поступать так в Церкви не допустимо. Мы должны быть в мире со всеми людьми, мы должны сотрудничать в деле мира с представителями других религий, но речь идёт только о формальном мире, чтобы, как говорил святой Иоанн Златоуст, не было всеобщей войны всех против всех. Но ни в коем случае мы не должны под этим предлогом губить людей, Ведь если татарам или чеченцам, евреям или казахам мы не будем проповедовать, потому что они члены «традиционных конфессий», то мы проявим дьявольскую бесчеловечность по отношению к ним. Ведь получается жуткий расизм: люди тюркских кровей или кавказцы оказываются будто бы недостойны спасения по причине своей национальности. Это дискриминация в самом страшном смысле.» Понятие "традиционная религия" как главное препятствие делу православной миссии До недавнего времени проповедь Христа воспринималась как то, что должно быть принесено представителям всех других религий. Но, начиная с середины ХХ века, появилось представление о том, что существуют как бы два вида вероучений - традиционные и новые религиозные движения. Первые стали считать - "хорошими", а вторые - "плохими". Причём стали утверждать, что причиной высокой оценки "традиционных конфессий" является их древность, служащая будто бы гарантией их гуманности и высокой нравственности. Вопреки всем наблюдаемым фактам стали утверждать, будто все традиционные религии учат только хорошему и в них не содержится никаких оснований для совершения преступлений. Всё это особенно выражается в популярном, но совершенно неверном афоризме: "у преступности нет религии". После трагедий в России, Америке, Индии, Филиппинах, Индонезии, Югославии и в других местах, становится ясной, даже для самых оголтелых сторонников, абсурдность этой идеи, которая была очевидной всегда для любого не пристрастного человека. Ведь религия - это не просто безобидные разговоры о чём-то "высоком и духовном", а реальная практика общения с некоторыми духовными сущностями, и потому говорить о том, что в данном вероучении есть что-то хорошее, а плохое можно отбросить при помощи решения каких-то официальных лиц - вещь совершенно абсурдная. Проблема как раз и заключается в том, с какими существами общается человек: если это Бог Творец Вселенной, тогда от Него стоит ожидать только блага, если же речь идёт о тех духах, которые по евангельскому слову служат "человекоубийце от начала"(Ин. 8:44), тогда, какие бы красивые речи не говорили руководители данной религии, адепты её неизбежно будут убивать других и губить себя. Ведь никто из людей не властен над тем, кому он поклоняется. И никакие разговоры о "религиозной терпимости и взаимном уважении" здесь не помогут, ибо бесы реально желают погубить человечество, и решения муфтиев или раввинов ничем на их решимость не повлияют. Тем паче, что у тех, кто служит отцу лжи понятие о правде и честности вполне утилитарно. Например, в Коране содержится ряд взаимоисключающих утверждений, касающихся иноверцев, которые применяются в завасимости от политической обстановки. Так что всякие переговоры о мире между религиями являются заведомым блефом, ибо каждый христианин и тем более миссионер помнит, что "наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных"(Еф. 6:12), которым, согласно Писанию, и служат все те, кто не чтит Сына и Отца, Пославшего Его (Ин. 5:23) в единстве Святого Духа. С такими людьми у нас нет ничего общего, в согласии с апостолом Павлом (2Кор. 6:14-16), и мы должны отделившись от них сражаться с сатаной за их души, а не надеяться, что какими-то переговорами мы можем "умиротворить их". Однако, стоит вернуться и рассмотреть истоки этой концепции. Не стоит думать, будто идея отождествления истинности и древности религии является чем-то новым. С этим подходом пришлось столкнуться ещё первым христианским мученикам, которых как раз и казнили за проповедь нетрадиционной религии. Вот, например, цитата из мученических актов муч. Карпа (память его 13 октября). Правитель Валерий, увещая мучеников, сказал: "Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времён, и это остаётся так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римскиё языки, но и варваров; ибо через усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами о укрепляется мир. Почтите их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости".(1) Перед нами практически весь набор аргументации, применяемой ныне сторонниками "традиционной религии". Это и указание в качестве критериев истинности какой-либо веры её древности и степени распространения, и утверждение, будто истинная религия должна поддерживать крепость государства, и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам. Нет, конечно, ничего удивительного в том, что "традиционалистические" представления резко усилились после массового возрождения языческого мировоззрения в середине прошлого столетия (это и появление массового движения "Нью Эйдж", и развитие в среде интелектуалов традиционалистических концепций(2), с последующим усваиванием выросших на их основе геополитических теорий, констатирующих существование неких марокультурных образований, признанных равноценными, и отказ от представлений об исключительности европейской культуры). Настораживает, однако, тот факт, что чисто языческая по происхождению концепция нашла себе прочное место как в умах рядовых обывателей (что, в общем, и не удивительно, учитывая всплеск неоязыческих настроений), но и у многих православных проповедников. Крайне настораживают призывы к принятию Православия под предлогом того, что это "вера наших предков", что Церковь способна укрепить государство, что доказательством истинности его является богатая культура, созданная его сторонниками. Второе, что можно выдвинуть против данного способа миссии, это то, что она совешенно неспособна к исполнению повеления Господа о проповеди Евангелия другим народам. Сторонники такого подхода к проповеди, в лучшем случае, говорят, что приняв православное христианство другие народы должны стать русскими, а потому они считают представителей других православных народов (особенно греков) не вполне православными за то, что те не всегда поддерживают национальные интересы России. Думаю, что нет необходимости доказывать, что подобный подход в корне противоречит новозаветной вести о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея (Гал. 3:28), и приводит к фактическому отвержению кафоличности Церкви. Ещё в 1872 году Церковь на Большом Константинопольском Соборе осудила такой подход к христианству как ересь филетизма. Третье слабое место данного подхода в том, что, раз православное христианство воспринимается тем, кто так воспринял его как часть его национальной культуры, тогда оно не способно проникнуть в глубины сердца (которое всё же безмерно больше чем национальность) и оставляет его пустым. Алкание Истины, свойственное любому человеку, остаётся у него неудовлетворённым (ведь земное неспособно утолить этот голод) и потому таким образом "обращённый" человек становится легкой добычей ересей и расколов. Мне проходилось встречаться с десятками сектантов, бывших прежде "национально верующими", и при столкновении их традиционной веры и предполагаемой "библейской" (или ведической) истиной, они выбирали то, что говорило о себе как об истинном, а не народном. И это не удивительно. Ведь, по верному слову Дитриха фон Гильдебранта, "в отношении религии только один вопрос может иметь значение: истина она или нет. Соответствует ли она умонастроениям эпохи или нет, не может играть никакой роли при выборе той или иной религии, если мы не хотим изменить её существо. Даже последовательный атеист признает это. Он не скажет, что сегодня мы не можем верить в Бога, - он скажет, что Бог есть и всегда был чистой выдумкой. От мысли о том, что религию следует приспосабливать к духу времени, всего один шаг до бредовой идеи об изобретении новой религии, что заставляет нас вспомнить о Бертрана Расселе и нацистском идеологе Бергмане".(3) Но теперь давайте рассмотрим, какие возражения против идеи о "традиционных религиях" можно привести исходя не просто из миссионерских соображений, а из Откровения Бога истинного. Возвратимся сперва к ответу св. Карпа на "традиционалистическую" аргументацию правителя Валерия: "Мы не считаем вашу веру почтенной за то только, что вера древняя, ибо не всё то непременно честно, что древнее: ведь и злоба древняя, однако ещё не достойна за свою древность почтения. Не о том следует рассуждать, должно ли её принимать. Мы решили уклониться от неё и насколько возможно исторгнуть её из своей среды, как такую, которая уготовляет страшный геенский огонь любящим её".(4) Кстати, из этих слов становится понятным, что все разлагольствования тех, кто утверждает, будто мы должны сотрудничать с представителями “традиционных вер”, являются проявлением величайшего бесчеловечия и жестокости. Ведь, по слову св. Иоанна Златоуста, "если случится, чего не дай Бог, что постигнет нас нечаянная смерть, и мы отойдём отсюда без просвещения (т.е. Крещения - с.Д.), то, хотя бы мы имели здесь тысячи благ, нас ожидает огонь неугасимый и узы неразрешимые".(5) Так неужели мы позволим, чтобы наша мнимая вежливость, пресловутая “терпимость ”, на самом деле, прикрывающая маловерие и равнодушие, приведут к тому, что мы не спасём от вечной, лютой гибели наших собратьев по Адаму? А именно к этому приведёт нас концепция отказа от проповеди среди сторонников "традиционных религий", к которой призывают те, кто запугивают нас православным прозелитизмом. Первое, что говорит нам Писание как Ветхого, так и Нового Завета, это то, что Бог наш Един, и нет других, кроме Него. Все другие боги народов - это демоны,а Господь небеса сотворил (Пс. 95:5) и Он никогда не помирится с тем, что человек отступает от Него. Как говорил прор. Илья, "долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему" (3Цар. 18,21). Очевидно, что при такой постановке вопроса никакая древность не является гарантией истинности, и тем более не возможно сотрудничество представителей разных религий. Тут необходим выбор между Истиной и ложью! И не помогут высказывания типа того, что "вопрос о том, какой именно религиозный путь приводит к вечности Божией, разрешается только в этой вечности, за пределами временного существования".(6) Они игнорируют тот очевидный факт, что Сын является единственным Путём к Отцу (Ин. 14:6), и те, кто не уверуют в Сына не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них (Ин. 3:36). Фактически, из соображений веротерпимости, авторы таких высказываний совершают радикальную ревизию Православной веры. Многие принимают концепцию традиционных религий, боясь упрёка в гордости и "триумфализма". На самом деле бояться здесь нечего. Мы действительно "знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" (1Ин. 5:19). Если признание этого факта есть гордость, значит само чувство гордости собственно и создано для этого. Впрочем, с гордостью обычно сопряжено ощущение собственных заслуг, а их-то как раз и нет, ибо мы не сами создали себе веру, но лишь передаём то, что получили от Бога. Обвинение же в "триумфализме" ещё более нелепо. Триумф - знак победы. Если бы наш Бог был бы разбит, тогда мы должны были бы стыдиться (пусть так и поступают нечестивцы), но ведь Христос - Царь Победитель, и сами мы "от Бога, и победили (тех, кто от мира), ибо Тот, Кто в нас больше того, кто в мире" (1Ин. 4:4). "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин. 5:4)! Православные не стесняются и не боятся ничего в сем мире, нам не нужны никакие союзники, кроме Святой Троицы. И только имея такого Покровителя, мы победим всех врагов наших (как традиционных, так и новых), так что из врагов они сделаются нашими братьями. И да поможет нам в этом Бог! Священник Даниил Сысоев, кандидат Богословия, г. Москва 1 Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Октябрь. М. 1904. С. 315. 2 Здесь стоит заметить, что сам традиционализм своими корнями тесно связан как с сатанизмом Кроули, так и с исламским фундаментализмом. Вспомним только, что гуру традиционализма Рене Генон принял суфийский ислам, а его адепты в России, такие, как Гейдар Джемаль являются фактически пропагандистами ваххабистского ислама. 3 Дитрих фон Гилдебрант. Тейяр де Шарден: "На пути к новой религии".// Дитрих фон Гилдебрант. Новая Вавилонская башня. СПб. "Алетейя" 1998. С. 115. 4 Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Октябрь. М. 1904. С. 316. 5 Иоанн Златоуст., свят. "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" Т. 1. М. 1993. С. 166. 6 Владимир, митр. Бишкекский и Среднеазиатский. "Земля потомков патриарха Тюрка". М., 2002. С. 67.
    2 комментария
    9 классов
    О МОЛИТВЕ ЦЕРКВИ ЗА ВЛАСТИ ++++++++++++++++++++++++++++ С какой целью на каждой Литургии мы слышим возгласы о поминовении властей? Мало того, что многие из властей предержащих получили свои посты путём подкупа и лжи, так ещё часть из них являются очевидными безбожниками по своим словам, поступкам и жизни. Зададим себе вопрос: за кого ревностнее молятся – здорового или тяжело больного? А если тяжело болен тот, от которого зависит наша внешняя жизнь, нравственность народа? Ответ очевиден. Молитва – не аналог восторженных возгласов на демонстрации, не высказывание одобрения оккупантам, а просьба к Богу вразумить их, сделать честнее, справедливее, милосерднее. Чтобы они в идеале стали христианами. Поэтому за власть в большей степени должны молиться и те, кому она не нравится, кто ждёт изменений к лучшему. Молясь о власти мы в значительной мере молимся о себе – о благополучии народа. На главном церковном богослужении - Божественной Литургии, мы слышим возгласы о поминовении властей. Они основаны на словах Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» (1Тим.2:1-2). Слова о поминовении властей трижды повторяются на Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста: Великая ектенья в начале Литургии: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Сугубая ектенья на Литургии оглашенных: Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте*. Молитва иерея (священника) во время пения «Достойно есть» или задостойника: Еще приносим Ти словесную сию службу […] о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Возникает вопрос, в какой мере уместна молитва за власти, особенно, если это явные безбожники? Рассматривая в целом вопрос о поминовении тех или иных конкретных людей, а также социальных или религиозных групп, важно различать: 1. Содержание молитвенных прошений. О чём мы молимся. Если о вразумлении, о том, чтобы они не вели активную богоборческую деятельность, то ничто не мешает молиться за иноверцев, еретиков, даже сознательных сатанистов. 2. Живы эти люди или уже предстали пред Богом. Если человек в своей жизни сделал сознательный выбор, то нелепо пытаться его воцерковить после смерти. 3. Форму поминовения. Например, на проскомидии принято вынимать частицы только за православных христиан (и не за отпавших). Ведь Церковь в первую очередь духовный организм, а уже затем организация (семья – это в первую очередь кровные связи, а во вторую – проживание в одной квартире). Как кровь попадает только в те члены, которые являются частью тела, так и в Таинстве Евхаристии мы поминаем только членов Тела Христова – Церкви. Да, Господь пролил Свою Кровь за грех всего мiра, но не весь мiр принял эту жертву. Мы не можем насильно включить в организм Церкви тех, кто от этого отказывается. 4. Поминовение на общественном богослужении и келейно. За самоубийц церковная молитва не совершается, но келейная (домашняя), возможна (желательно по благословению духовника). Что же касается поминовения властей, то приведу комментарий протоиерея Владимира Воробъёва: «Мы не поминаем их [власти] на проскомидии так, как поминаются православные люди. Мы молимся о них в том смысле, чтобы Господь даровал им мирное правление и дал бы нам жить в тишине этих властей, чтобы была тишина, несмотря на их, может быть, и богоборчество, и атеизм, чтобы мы могли в этой тишине пожить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. С таким прибавлением очень ясным рассеиваются все сомнения: никакого кощунства, никакого отступления от апостольского слова или от смысла древнехристианского поминовения здесь нет.». Примечание: * Это прошение было введено Указом митрополита Сергия (Страгородского) № 549 от 21 октября 1927 г. о поминовении за богослужениями гражданских властей («О стране нашей и о властех ея Господу помолимся»; на сугубой ектенье: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»). ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ #основыправославия28ию2024подвижник07
    1 комментарий
    45 классов
    МЫСЛИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    0 комментариев
    6 классов
    ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ ++++++++++++++++++++++++ В нынешнем чтении слышали вы чрезвычайно важные слова Господа нашего Иисуса Христа, которые надо вам разъяснить, чтобы вы поняли их должным образом и запечатлели в сердцах ваших. Господь Иисус Христос перед страшными страданиями Своими так молился Отцу Своему: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 1–3). Что такое жизнь вечная? Это то же, что Царство Небесное. И вот Господь разъясняет, что такое Царство Небесное, что такое жизнь вечная. Он говорит, что жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), т. е., не утехи и наслаждения плоти, но «праведность и мир и радость во Святом Духе». А многие люди не понимают всей глубины слов Христовых. И все мусульмане этого не знают. Они представляют себе Царство Божие, вечную жизнь так, как не надо себе представлять: именно как пищу и питие, именно как земные наслаждения. Мусульмане думают, что жизнь вечная будет состоять в том, что праведники будут находиться в постоянном общении с молодыми прекрасными женщинами, которые будут услаждать их пением, музыкой и плясками своими, что будут они наслаждаться необыкновенными изысканными яствами. Это грубо чувственное представление. Так думать о Царстве Божием, о жизни вечной нельзя нам, христианам. Надо помнить то, что сказал Господь Иисус Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа». Жизнь вечная, Царство Божие, вечная радость о Духе Святом, вечный мир состоят в познании Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Вот это запомните. Но как вам понять это, как вникнуть в это; что значит познание Бога Отца и Бога Сына? Это можно нам понять, если подумаем, как познаем мы окружающих людей. Мы познаем их по делам их, по словам их, по чувствам и желаниям их, по их мыслям, которые они высказывают в беседах с нами. Мы познаем их в постоянном, долгом общении с ними. Вот именно так будем в жизни вечной познавать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Как и чем будем познавать? Сердцем своим, любовью своею, ибо св. апостол Иоанн Богослов в соборном послании открыл нам величайшую и важнейшую истину, что Бог есть любовь. Любовь есть сущность естества Божия. Познать Бога – это значит познать всесовершенную, абсолютную любовь. Как познаем мы любовь окружающих нас людей? Не сердцем ли своим? Конечно, сердцем, и только сердцем! Итак, познание Бога Отца и Предвечного Сына Его Иисуса Христа должно состоять в познании сердцем нашим любви Божией. Как же именно познаем мы Бога сердцем? Можно познать Его только чистым сердцем, сердцем, полным любви, сердцем, очищенным от зла, от ненависти, от проклятий, от всякой скверны, сердцем чистым, сердцем, хранящим в себе святую любовь. Так в общении с Любовью Божией будет состоять наше познание Бога. Мы будем все больше познавать любовь как сущность Божества и будем становиться причастниками ее. Но только ли в этом будет состоять познание Бога Отца и Бога Слова? Нет, не только. Кроме сердца, важнейшего органа высшего познания вообще, мы познаем и умом. И Бога также будем познавать и умом. Это будет тогда, когда в жизни временной научимся ум свой очищать от всякой лжи, от всякой скверны, когда, по слову апостола, стяжем мы ум Христов; когда все мысли наши будут направлены туда, куда повелевает направлять их Господь Иисус Христос; когда будем думать только о высшем, о святом, о чистом; когда ум наш будет свободен от всяких хитросплетений, лжи, когда будет он чист; когда он будет глубоко, всецело сосредоточен на познании высшего. Итак, сердцем нашим и умом будем познавать Троицу Святую. В этом познании, непрестанно, неизменно расширяющемся и углубляющемся, и будет состоять наше вечное блаженство. Ибо нет высшего блаженства, чем то, которое получаем, познавая ум Христов, познавая любовь Божию. Вечное блаженство праведников будет состоять именно в постоянном общении с Богом. Где же будет происходить это общение? Где это Царствие Божие? Будет ли это только неведомое нам духовное царство, неизвестно где пребывающее? Нет, не будет. Оно будет там, где по слову Божию, открытому чрез великого апостола Иоанна Богослова, будем мы пребывать в вечной жизни, оно будет в новом Иерусалиме, сходящем с небес. Послушаем, что говорит великий апостол в 21-й главе своего Откровения: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Новое небо и новая земля: прежнее все миновало. Как миновало? Это узнаем от Самого Господа и от великого апостола Петра, узнаем, что когда придет конец мира, «вселенная и все дела на ней сгорят» – огнем будут уничтожены, перестанут существовать, вместо них будет сотворено все новое. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле. се творю все новое» (Откр. 21, 1–5). Когда истреблена будет земля, и все дела на ней сгорят, тогда Господь сотворит все новое: новую вселенную, новую землю, новое небо. Тогда снизойдет с небес новый Иерусалим, предназначенный для обитания святых вместе с Богом. В дальнейшем повествовании святой евангелист Иоанн Богослов подробно описывает град Иерусалим. Останавливаться на этом не буду, скажу только то, что для нас особенно важно, что необходимо сказать. Там, в новом Иерусалиме, «ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 3–4). И в этот град новый Иерусалим, предназначенный для вечного блаженства праведных, «не войдет... ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). Это будет град чад Божиих. Они будут там наслаждаться вечным и неизменным общением с Самим Богом. Здесь, в жизни земной, мы имеем общение с Богом только в молитвах, в наших глубоких слезных молитвах. Дух наш тогда сообщается с Духом Божиим. А там это общение будет вечным, бесконечным, беспрестанным. Будем ли видеть тогда лицом к лицу Бога нашего? О нет! Бог есть Дух, телесности Он не имеет. Нельзя Его представлять себе в виде благообразного Старца, сидящего на престоле. Бога никогда никто не видел. Бог недоступен очам нашим, потому что Он есть Дух, потому что Он нематериален. Это запомните. Вот как говорит св. Иоанн Богослов о том, что видел в своем великом видении: «...я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4, 2–3). Этими словами описывается Бог, сидящий на престоле: Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису. Это совсем не человеческий образ, это какой-то таинственный образ, сияющий красотой драгоценных камней, какого мы и представить себе не можем... Но Господа Иисуса Христа мы будем видеть очами своими, потому что Он воскрес и вознесся на небо в теле человеческом, в теле прославленном. Когда святые апостолы провожали взорами возносившегося Спасителя, уже скрывшегося из вида их за облаком, тогда предстали им два мужа в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от нас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11), – таким же образом, т. е. в теле человеческом. И если до Второго Своего Пришествия Господь и Бог наш Иисус Христос сохранит Свое человеческое тело, не значит ли это, что сохранит его навеки? Знаем, что Господь много раз являлся мученикам Своим и великим святым в Своем земном телесном виде, и будем мы в новом Иерусалиме видеть Его в теле человеческом, видеть глазами нашими. А Бога Отца и Бога Духа Святого будем видеть только духовными очами. Чей же дух сподобится этого высшего счастья? Только дух чистый, только чистые сердцем Бога узрят, только те, в которых нет никакой скверны, ибо ничто скверное не войдет в новый Иерусалим. Чтобы сподобиться пребывания в этом вечном граде, все время нашей земной жизни надо посвятить одному великому делу – очищению сердца своего. Как же очистить сердце? Разве не знаете вы, как вы содержите в чистоте жилища ваши: вы метете и моете полы, выметаете паутину и всякую грязь, моете окна и двери, стираете скатерти и занавески; и только тогда, если постоянно заботитесь о чистоте жилища, чисто оно. Совершенно так же надо заботиться о чистоте сердца: надо изо дня в день смотреть, нет ли в нем какой грязи, надо строго следить, чем и когда осквернено и загрязнено оно, надо эту скверну, эту грязь немедленно смывать. Чем смывать? Слезами, слезами покаяния. Это и есть задача жизни нашей. Я разъяснил вам смысл и значение слов Христовых: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа». А теперь еще продолжу речь мою и отвечу на вопрос, который возникал в уме многих из вас. Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют? Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос. Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых. Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред вознесением Своим на небо: «Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари. иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16, 15–16). Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных. Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: «В дому Отца Моего обители многи суть». Правда, это слово относится к тем, кто войдет в горний Иерусалим, но мы можем из этих слов сделать и дальнейшее заключение. Надо представлять дело так, что вечное блаженство, жизнь вечную унаследуют те, кто шел за Христом, всем сердцем веруя в Него, кто крещен был во Имя Отца и Сына и Святого Духа. На вечные мучения будут осуждены все злодеи, обагренные кровью, все богохульники, прелюбодеи, все, кто бесконечно был далек от чистоты сердца. Но ведь между этими двумя крайними группами, между праведными, с одной стороны, злыми и нечестивцами, с другой, есть огромное количество людей, которых не назовем ни праведниками, ни злодеями. Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал «обители многи суть», думаем, что и для них найдется какая-нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком-то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем. Дух человеческий бессмертен, и он будет продолжать свое существование или в вечной радости праведных, или в постоянных мучениях грешников, или, наконец, в неведомом нам промежуточном состоянии. Но скажем и больше: Дух Святой, все животворящий, одухотворяет и всякую живую тварь, и потому надо верить в бессмертие и всей твари, обновленной Богом, когда сотворит Он все новое. Мы, конечно, не можем этого утверждать, а только предполагаем. Вы, малое Христово стадо, отличаетесь от огромного количества людей, чуждых Христу, никогда не приходящих в храм, не причащающихся Святых Таин. Вам надлежит всегда заботиться о том, чтобы здесь, в жизни земной, получить право войти в вечные обители Царства Божьего. Вот об этом и старайтесь, приучайтесь как можно чаще входить в общение с Богом в молитвах. И поможет в этом вам Господь наш Иисус Христос, сказавший: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
    0 комментариев
    38 классов
    КРЕЩЕНИЕ РУСИ Кившенко Алексей Данилович (1851-1895)
    0 комментариев
    72 класса
  • Класс
  • Класс
ascetic
  • Класс
ascetic
  • Класс
ascetic
  • Класс
ascetic
  • Класс
Показать ещё