Наверное, дело в противоречивости образа, ну либо в Гари Олдмане. Такой серьезный вопрос требует глубокого погружения в тему!
Давайте начнем с этимологии слова «вампир». Вероятнее всего, это понятие восходит к славянским языкам и Восточной Европе. А слово «вурдалак», предположительно, вообще придумал Пушкин! У него есть стихотворение, в котором «красногубый вурдалак» гложет кости на могиле. Это похоже на неологизм от слова «волколак», которое у славян обозначало оборотня.
Кто же становился вампиром? Список неприглядный: преступники, ведьмы, отлученные от церкви, некрещеные, самоубийцы, но есть и неожиданные варианты — седьмые сыновья или дети, родившиеся с зубами (такой маленький, а уже вампир). Традиция завешивать зеркала в доме, где находится покойник, также восходит к вампиризму. Считалось, что дух мертвого человека не сможет упокоиться, если увидит свое отражение.
Но это все как-то не сексуально. Мы ведь говорим о других вампирах? Да, это все жуткий фольклор, а нам нужно обратиться к литературе. Конечно, сразу вспоминается Дракула, но он вовсе не первый книжный кровопийца, у него было целых два предшественника. В 1819 году вышла повесть Джона Полидори «Вампир», и этот упырь уже выглядит так, как мы привыкли: привлекательный, галантный, аристократичный. Этот образ обрел популярность, и на него даже ссылался Лермонтов в «Герое нашего времени»!
Дальше в 1872 году выходит книга Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла» — про вампирессу. Она тоже аристократка и обладает мистической красотой, но вдобавок у нее появляются сверхспособности: она может менять свою форму, проходить сквозь стены и еще спит в гробу. Возможно, источником вдохновения для этого персонажа послужила графиня Батори.
Спустя 25 лет после Кармиллы на сцене наконец появляется Дракула. Это все еще Викторианская эпоха, и это важно учитывать, когда мы говорим о том, как складывался образ вампира. Тогда было очень много социальных запретов, а увлекаться сексом вообще не советовали. Кармилла как раз обнажает это табу, можно сказать, что она воплощает страх консервативного мужчины перед сексуально раскрепощенной женщиной. А Дракула в числе прочего является отражением фобии перед чужаками и варварским вторжением. Образ Дракулы противопоставлен всему пуританскому, хотя у Брэма Стокера он пока еще не сексуальный.
Но когда же появляется привычный нам обольстительный герой? В 90-е годы ХХ века! И всему виной экранизация «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы и Гари Олдман в роли вампира. Неудивительно, что в Голливуде главного героя захотели сделать привлекательным и избавиться от жутких внешних атрибутов книжного прототипа. Над моральными аспектами тоже пришлось поработать — в фильме перед нами предстает ранимая душа, потерявшая возлюбленную. Это холодный, но красивый мужчина, в нем есть животное начало, но при этом он обходительный — сплошь противоречия, которые так притягательны. Подводя итог, виноват кинематограф!
Это был краткий пересказ нового выпуска подкаста «Неловкая пауза» — в нем редакторы Arzamas делятся интересными фактами, которые они узнали в процессе работы над курсами.
Слушайте «Неловкую паузу» у нас на сайте, в «Радио Arzamas» или приложениях для подкастов: https://arzamas.academy/podcasts/333/22?app=direct А в конце этого эпизода мы советуем вам подкаст «Кино на выходные», в котором киноведы и кинематографисты составляют подборки своих любимых фильмов и объясняют, зачем их смотреть: https://arzamas.academy/podcasts/369?app=direct
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев