Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л. Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.
Болезнь
Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И. О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М. Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.
"<...> не виселицами и не каторгами, не револьверами и не динамитом измеряются идеи, ложные и истинные, но примерами нравственного самоотречения.
Простите человека, убивавшего вас! Этим Вы казните, вернее скажу, положите начало казни ИДЕИ, его пославшей на смерть и убийство, этим же Вы совершенно убьёте нравственную силу ЛЮДЕЙ, вложивших в его руку револьвер, направленный вчера против Вашей честной груди <...>" (Из письма М. Т. Лорис - Мельникову от 21 февраля 1880 г.)
Нет комментариев