Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
К 150-летию великого русского и советского актера, мастера художественного слова
Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, Василий Иванович Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актер русской демократической интеллигенции, вызывавший восхищение Чехова и Горького еще тогда, когда он создавал свои первые роли в их пьесах накануне революции 1905 года, после Октябрьской революции он стал подлинно народным художником – выразителем чеховской мечты о грядущей социальной буре и горьковского идеала свободного Человека. Всегда устремленный к радости и полноте жизни, всегда ненавидевший мещанство, пошлость и обывательский покой, полный веры в могущество свободного творческого разума, Качалов стал легендой, и его влияние на зрителей было огромным. При этом великий актер был на редкость самокритичным человеком, перед премьерами каждый раз чудовищно мучился, а на расспросы близких отвечал: «Сомневаюсь – актёр ли я?»
К 170-летию ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА - талантливого русского новеллиста, поэта и художественного критика,
современника Толстого и Чехова, писателя трагической судьбы. Всеволод Гаршин прожил короткую жизнь, всего 33 года, но успел создать произведения, ставшие классикой русской литературы. Именно он ввел в литературу форму новеллы и пытался в своих рассказах бороться с несправедливостью. П. Святополк-Мирский считал, что русская новелла началась по-настоящему с Гаршина, а не с Чехова. Его творчество высоко ценили Тургенев и Толстой, Короленко и Чехов.
Детство
Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в имении «Приятная долина» Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне – Днепр) в семье офицера из древнего дворянского рода. Родоначальником был мурза Гарша, перешедший из Золотой Орды на службу государю Ивану III и получивший во владение земли в Воронежской губернии.
Продолжение Символизм во многом определяет художественный климат на Западе в конце XIX века, а несколько позднее и в России. В поэтической теории русский символизм зарождается в 1890-е гг.: в 1892-м вышел стихотворный сборник Д. Мережковского «Символы», а в 1894–1895 гг. Валерий Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты» — так школа получила своё название. Этап теоретического осмысления символизма связан с именами младосимволистов — Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Эллиса (Л. Кобылинского) — и получает развитие в 1900-е гг.. В России символизм стал скорее мироощущением, нежели оформленной эстетической программой. Мифы и легенды, всевозможные учения о тайном и сокровенном, религиозный ренессанс наложились на культуру fin de siècle (конца века) и постепенно охватили все творческие сферы: литературу, живопись, театр, музыку. В изобразительном искусстве символизм не получил такого теоретического подспорья, как в литературе. Вот почему, говоря о символистской литературе и символистской живописи, мы в первую очередь говорим о расхождениях, а не о точках соприкосновения. И все-таки пересечения тоже были.
"НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК. САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЭТО ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ"
16 февраля 1920 года родился классик советского кино режиссер МИХАИЛ ШВЕЙЦЕР
Он любил поэзию и отлично разбирался в литературе. Обожал жену Соню — режиссера Софью МИЛЬКИНУ, с которой прожил больше полувека и снял почти все свои фильмы. Тосковал о детях, подаренных Богом за их любовь и сразу безжалостно отнятых им же.
110 лет назад родился народный артист СССР ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН
Он был похож на Дон Кихота, которого так часто играл, – старомодный и чуть наивный, борющийся за честь, добро и настоящую любовь. Он сыграл во всех фильмах, которые мы так любим – «Карнавальная ночь», «Свинарка и пастух», «Десять негритят», – и оставался на сцене до последнего дня. Это не только актер, но и человек, который имеет полное право оценивать события, будучи очевидцем фактически всего, что происходило в XX веке. Он прожил очень долгую, наполненную событиями жизнь. Человек – эпоха. Спектакли с его участием собирали полные залы. Люди приходили для того, чтобы воочию увидеть легендарного Владимира Зельдина, который продолжал выходить на сцену даже в весьма преклонном возрасте.
Певцы-кастраты – уникальная страница в истории «золотого века» итальянской оперы. Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна («prima donna») и кастрат («primo uomo»). Исторически следы использования кастратов в качестве певцов ведут к двум последним десятилетиям XVI столетия, а вторжение в оперу они начали около 1650 года. Впрочем, Монтеверди и Кавалли в первых своих оперных произведениях еще пользовались услугами четырех природных певческих голосов. Но настоящего расцвета искусство кастратов достигло в неаполитанской опере. Кастрация юношей, для того чтобы сделать из них певцов, существовала, наверное, всегда. Но только с рождением полифонии и оперы в XVI и XVII веках кастраты стали необходимы и в Европе. Непосредственным поводом к этому послужил папский запрет 1588 года петь женщинам в церковных хорах, а также выступать на сценах театров в папских государствах. Для исполнения женских альтовых и сопрановых партий использовали мальчиков.
Певец берёз российских - композитор-песенник Григорий Пономаренко
Нынче как-то не в ходу народные песни. И тем не менее эти мелодии живут в памяти и в душах людей. Может быть, несколько наивными кажутся сегодня слова этих песен, но почему-то подкупают они именно простотой и открытостью. А для профессиональных композиторов, песни которых, как говорится, ушли в народ, это, наверное, лучшая похвала за творчество. Один из таких композиторов - Григорий Пономаренко, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.
Василий Перов: кисть - как меч в борьбе за справедливость
Продолжение темы о творчестве великого русского художника
«Скорбные» сюжеты
Революционная ситуация в стране начала 1860-х гг. пошла на убыль. Жестоко были подавлены царизмом многочисленные волнения крестьян. Передовая интеллигенция России подвергалась преследованиям. Но лучшие люди остаются верными разоблачителями социальных отношений своего времени. Продолжает развиваться критический реализм в искусстве. От полотен «Сельский крестный ход на пасхе», «Проповедь на селе» Перов переходит к полотнам, где уже звучат трагические ноты. В небольших картинах середины 1860-х гг. проявляются большая наблюдательность художника, его замечательный дар рассказчика, умение передать душевное состояние персонажей.