Для выражения главной идеи картины живописец выбрал диагональное построение композиции, что всегда предполагает динамику. Композиционным центром произведения является сгорбленная спина вдовы, управляющей лошадью, также понуро опустившей голову. Очертания крупа лошади и героини вторят друг другу. Вокруг – холодное безмолвие. Низко спускается мрачная свинцовая туча. Безрадостные печальные краски зимнего пейзажа перекликаются с настроением осиротевшей семьи. Пейзаж здесь одно из главных средств раскрытия содержания картины, он несет эмоционально-психологическую нагрузку. Передаче гнетущего впечатления служит и серо-коричневая гамма картины. Холодный зимний закат, наступление сумерек, безлюдный, унылый и в то же время на редкость поэтичный пейзаж раскрывает нам душевное состояние персонажей картины.
Суть художественного образа – тихое смирение и горечь утраты, отсутствие проклятий и роптаний. В угнетающей холодной атмосфере картины мастер передал полное одиночество нищей крестьянской семьи в ее безысходном горе. В. В. Стасов писал:
«Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе».
Комментарии 2