А как рассеять эти чары? Что противостоит гротеску? Разумеется, для этой цели Гофман вводит своего излюбленного героя. Мы знаем, что Гофман делит своих персонажей на музыкантов и филистеров, то есть тех, кто понимает магию мира, и тех, кто не в состоянии воспринять ее, кто ее отвергает в своей слепоте. Так вот, именно музыкант должен рассеять чары, которые фея придала золотым волоскам крошки Цахес. Вот музыкант Бальтазар гуляет с филистером Фабианом. «О Фабиан, – говорит Бальтазар, – в собственной моей груди рождается какой-то дивный гений, я внимаю, как он ведет таинственные речи с кустами, деревьями, струями лесного ручья…»
Фабиан досадует на это: «Старая песня», «Истинное удовольствие гулять за городом с нашим профессором Мошем Терпином. Он знает каждое растеньице, каждую былинку и скажет, как она называется и к какому виду принадлежит, и притом он рассуждает о ветре и о погоде…» Бальтазар возражает: «Манера профессора рассуждать о природе разрывает мне сердце. Или, лучше сказать, меня охватывает зловещий ужас, словно я вижу умалишенного, который в шутовском безумии мнит себя королем и повелителем и ласкает сделанную им же самим соломенную куклу, воображая, что обнимает свою царственную невесту».
Таким образом, другая сторона гротеска — это отношение научного сознания к природе. Так и чувствуется Тютчев здесь: «Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик». У Гофмана – соломенная кукла. Вот уроки Моша Терпина, этого профессора: обездушить природу, превратить ее в некий чистый объект. И это становится основанием гротеска.
Комментарии 2