Леонид Коган родился 14 ноября 1924 года в Екатеринославе (ныне — Днепр, Украина). Его родители, оба фотографы, не считали себя музыкальной парой, хотя отец Леонида играл на скрипке, и в возрасте трех лет Леонид был настолько очарован, что не ложился спать, если рядом не лежала скрипка отца. Леонид Коган о своем детстве вспоминал:
"Заниматься на скрипке я стал совершенно случайно. Мои родители не были музыкантами. Отец был фотографом, он играл на скрипке. В детстве она привлекала меня необычностью и удивительными звуками. Когда мне было три года, я не ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет я уже пробовал сам играть на ней, но дотянуться левой рукой до шейки инструмента, как это делал отец, не удавалось. И это меня страшно злило. После долгих моих просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было для меня огромной радостью. Вскоре я начал заниматься. Однако мои радужные мечтания быстро научиться играть вскоре рассеялись. Оказалось, что это очень трудно. Помню, к третьему уроку мне уже настолько не хотелось заниматься, что я отказался идти к педагогу. Но тут уже решительно запротестовали родители и настояли, чтобы я продолжил учебу. Первые два месяца я мог играть подряд не более пяти минут, руки наливались свинцом, голова была еще тяжелее".
Так трудно начиналась блестящая музыкальная карьера Когана.
А вот ещё его воспоминания:
«Первые уроки на скрипке настолько меня разочаровали, что я хотел выбросить скрипку в окно. Я понял, что не могу извлекать из нее те звуки, которые хочу— слышал одно, а в руках получалось совсем другое. Я считал, что мучительно и никому не нужно учить гаммы и упражнения — что-то сухое и далекое от музыки. Всячески старался улизнуть от уроков, прячась в любые закоулки — иной раз под стол, за шкаф. И только терпение родителей, которые меня везде разыскивали и давали вновь скрипку, которая с некоторых пор стала мне ненавистна, не позволяло прерывать занятия. После периода мучений, наконец-то, начал пробиваться интерес. Это произошло тогда, когда я начал из нее извлекать хоть какие-то членораздельные звуки и соединять их в фразы, пытался подбирать по слуху популярные песни и мелодии, которые слышал кругом. Если это удавалось, я был горд и радовался».
Огромную роль в формировании настойчивости, упорства сыграла мать артиста. Софья Львовна присутствовала на всех уроках сына и, как многие мамы, переживала каждую сыгранную им ноту. Все ей нравилось, а это вселяло уверенность, которой тогда так недоставало юному музыканту. Ради воспитания сына — подлинного музыканта — она шла на многие лишения и в то время и позднее, когда умер отец, но не отступала от намеченной жизненной программы.
Комментарии 2