В 1920-х его частенько освистывали, он был постоянной мишенью сатириков, от Булгакова до Ильфа и Петрова, и многих других, рангом поменьше. Несмотря ни на что, ГосТИМ в те годы по праву считался одним из самых новаторских театров страны. С Мейерхольдом работали такие авторы, как Маяковский, Вишневский, Безыменский, Олеша, Сельвинский, Герман. Но судьба готовила ему испытания куда более страшные.
Осенью 1928 года Мейерхольд находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз, однако Мастер и не помышлял об эмиграции. Почему? Актер Михаил Чехов писал по этому поводу: «Мейерхольд знал театральную Европу того времени. Ему было ясно, что творить так, как повелевал ему его гений, он не мог нигде, кроме России». И, конечно, недоверие, которое откровенно высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. 2 декабря 1928 года Всеволод Эмильевич вернулся в Москву. Он был полон энергии, однако его дальнейшие планы были недостаточно ясны.
В 1929 году Мейерхольд поставил новую, только что завершенную Маяковским феерическую комедию «Клоп». Пьеса восхитила режиссера. Оно и понятно: в комедии прозвучала гневная отповедь тем, кто был противниками Мейерхольда и Маяковского в искусстве. Мейерхольд вернулся к стилистике сценического плаката, агитационного театра. Вскоре на сцене ТИМа появилась еще одна новая пьеса Маяковского — «Баня». Последний спектакль весной 1930 года потерпел провал.
Комментарии 3