Салонное искусство развивается своим путем. Один из самых ярких представителей салонного искусства – это Генрих Семирадский, художник польского происхождения, который жил в основном в Риме, но выставлялся и был известен и в России (см. заметки от 24.10.2023 и 18.10.2024). Возьмем характерную его картину, которая называется «Женщина или ваза?». Перед нами римский патриций со своим, вероятно, сыном выбирает покупку: вазу ли ему приобрести, которую он держит в руках, очень вычурную, или приобрести молодую рабыню. Здесь есть много психологических раскладок, кто бы что выбрал: сын бы, наверное, рабыню, а у патриция выбор будет другой. Но, конечно, в этом ощущении истории, прикосновении к этим древним вещам, Семирадский великолепный был знаток. Предметы он здесь изображает так, что мы узнаем и знаменитые статуи из Ватикана, и оружие, и другие артефакты, например, ложе узнаваемой исторической формы. Но все-таки здесь важна и красота живописной поверхности, и эротическая привлекательность молодой рабыни, и ощущение радости жизни, и наслаждения, и такого сибаритского и ленивого времяпровождения. То есть главным здесь становится что-то такое аристократическое, полное неги ощущение.
Другой подход к историческим сюжетам можно продемонстрировать на примере Виктора Васнецова с его «Каменным веком». Вот фрагмент панно для Исторического музея, его эскизы находятся в Третьяковской галерее. В зале № 2 Исторического музея, где находятся разные первобытные артефакты, вверху по кругу расположены фризом панно из жизни первобытного человека. Оставаясь реалистом, Васнецов пишет людей с их характерами, людей с их мощью или, наоборот, слабостью. Кто-то удивлен, кто-то в недоумении перед тем, что происходит. Мы видим людей со своими переживаниями, кто-то из них в состоянии переживания опасности, кто-то, наоборот, уверенности и мощи. Но мы обращаем внимание именно на разные характеры, на разные действия в соответствии с этими характерами.
Комментарии 3
В постоянной победной борьбе
Его мысль о вселенской судьбе
Всех приводит к пути одному.
Его мысль, как горнило огня,
Расплавляет препятствия зла.
Его мысль все преграды смела
Для прихода заветного Дня.
Его мыслью воздвигнутый Град
Воплощается в лучшей стране,
А вокруг расцветает в огне
Красотою засеянный Сад/ Н. Спирина, 1951
Тому, кто шел на безымянный берег,
В могилу клали меч, копье и лук.
Кто ж на щиты тебя поднимет Рерих,
Последний, может, рюриковский внук?
Вели коня в седле за павшим князем,
И посреди вонзенных в землю стрел
Гроб на костер слагали, а не наземь
Чтоб он при всех в живом огне сгорел.
А ты, плененный древней русской сказкой,
Влюбленный в память сумрачных времен, -
Твой конь увяз среди трясины вязкой
Во тьме, в лесу до шелковых стремян...
Но, верим мы: пройдут года и ты, чей
Упорный взор испепелял века,
Восставишь старый пламенный обычай -
Ладью времен вернет твоя рука.
Не нашим поколениям, быть может,
Грядущими - исполнен будет он:
Зажгут костер, тебя на щит возложат
И понесут весной на горный склон.
Промчатся снова круга лета, зимы...
О, юноши взгляните же назад:
Князь на костре горит неугасимо,
И пламя, пламя плещется в глаза!