«Цвет граната» структурирован по похожему принципу: в хронологическом порядке нам показывают детство, юность, зрелость, старость и смерть поэта Саят-Нова. Однако поэтический, метафорический язык символов, который использовал Параджанов в своём фильме, гораздо богаче любого – вербального, мимического или письменного языка. Его картина получилась не линейным байопиком о конкретном историческом лице. Это фильм о познании человеком мира, это фильм о красках, запахах, ощущениях, вкусе, соблазнах жизни, о жизненном пути человека, который неминуемо должен закончиться сном смерти.
Параджанов, для которого в «Цвете граната» цвет имеет активное семантическое значение, использует и чисто цветовые (в музыке это темброво-колористические) вариации (к примеру, в сцене с кружевами разных цветов, которые плетет Анна), и композиционные (варьирование той же мизансцены), и орнаментальные (вращение куклы-маятника), и предметно-знаковые (Поэт аллегорически, через символически значащие предметы, говорит о своей любви к Анне). Цветовая гамма имеет огромное значение на восприятие зрителя. Белый – цвет согласия и мира, олицетворяет нетронутость зарождающейся любви (белые кружева невесты); черный говорит о тишине, спокойствии и означает смерть. Цвет граната, красный, растапливает восковые замки любви, проливая кровавые слезы на родившийся, но не успевший расцвести нежный цветок взаимного чувства.
Единственно, что здесь является семантически неизменным, это музыка, как натуральная — настройка кяманчи, так и абстрактно-современная с подчеркнуто интервальной диссонантностью, пуантилистическая по стилю. Функции музыки здесь уподоблены органному пункту. Она выполняет роль басовой поддержки, позволяя остальным «голосам» свободно варьироваться.
Комментарии 12
Спасибо.