Певец берёз российских - композитор-песенник Григорий Пономаренко
Нынче как-то не в ходу народные песни. И тем не менее эти мелодии живут в памяти и в душах людей. Может быть, несколько наивными кажутся сегодня слова этих песен, но почему-то подкупают они именно простотой и открытостью. А для профессиональных композиторов, песни которых, как говорится, ушли в народ, это, наверное, лучшая похвала за творчество. Один из таких композиторов - Григорий Пономаренко, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.
Григорий Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Черниговской земле, в небольшом селе Моровске, которое летописцы упоминали еще в 1139 году. На географических картах 16 века местечко обозначали как Муромск, а некоторые историки даже предполагали, что именно в этом селе на Черниговщине родился и прожил свои первые тридцать лет и три года былинный Илья Муромец. Так ли это на самом деле, вряд ли мы уже узнаем. А вот то, что эти раздольные благодатные места повлияли на творчество будущего композитора Григория Пономаренко, можно утверждать с уверенностью.
Родители его были простыми крестьянами, и жилось им в лихолетье гражданской войны весьма непросто. Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика, если б не взял его под свою опеку дядя, родной брат отца – Максим Терентьевич Пономаренко. Он был гармонист-самородок, собиратель народных инструментов, а потом - и известный мастер по изготовлению баянов. Вот у него-то Григорий и брал первые уроки музыки. Да так, что в шесть лет уже лихо играл на гармошке на всех поселковых праздниках.
В 14 лет, когда настала пора как-то определяться в жизни, Григорий Пономаренко едет из родной деревни в Запорожье, где переселился тогда дядя Максим. А тот определяет подростка на учебу к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. Параллельно мальчик идет работать, чтобы «не висеть на шее» у родственников. Григория берут баянистом в Запорожский городской Дом пионеров. Шел 1933 год.
Работая баянистом, Григорий с баяном часто сопровождал туристов, прибывших в Запорожье. Руководитель отряда киевских школьников, с которым Пономаренко провел несколько дней, предложил юному музыканту поехать в Киев. Киевом юноша бредил давно! Он, конечно же, согласился.
В столице Украины юный Пономаренко устроился на работу аккордеонистом в один из джаз-оркестров. Там-то его и приметил музыкант ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД Украины. Семен Семенович Школьник, возглавлявший тогда коллектив, после прослушивания предложил Григорию Пономаренко стать воспитанником ансамбля. Так в 17 лет определилась судьба музыканта. В ансамбле пенсии и пляски погранвойск НКВД Украинской ССР Григорий Пономаренко проработал десять лет - с 38 по 47 год. С ним прошел всю войну. С ним появились первые песни композитора.
Прослужив еще два года в Ансамбле песни и пляски МВД СССР, Григорий Пономаренко демобилизуется в 49 году, остается в Москве и два года работает солистом-баянистом в Оркестре русских народных инструментов имени Осипова. В этом оркестре всегда играли музыканты, прошедшие консерваторскую школу. И вызывает удивление, как нигде официально не учившийся Пономаренко стал подлинным музыкантом-виртуозом. Газеты писали тогда, что он «играл, как дышал — широко и привольно»!
В 1952 году фольклорист и хормейстер Петр Михайлович Милославов пригласил Григория Пономаренко музыкальным руководителем в создававшийся тогда Волжский русский народный хор. Хор размещался в Куйбышеве – сегодня это город Самара. Хору нужен был «свой» композитор, и Пономаренко стал им.
Здесь появились песни, которые стали «визитной карточкой» хора и полетели по всей стране - «Ои, ты, Волга, край морской», «Гармонь певучая», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Молодой агроном», «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко». Пономаренко было тогда немногим больше тридцати лет.
Большая часть песен, написанных Григорием Пономаренко в этот «куйбышевский период», создавалась в содружестве с Вениамином Бурыгиным. В юности Бурыгин учился в Саратовском индустриальном техникуме вместе с Юрием Гагариным, а в Волжском хоре — пел, танцевал, играл на гармошке, жалейке, свирели, вел концерты и сочинял стихи...
«Мой родной друг Венька Бурыгин», — говорил о нем позже Григорий Федорович. При этом Пономаренко был старше Бурыгина на одиннадцать лет.
Сотрудничали и дружили они до самой смерти композитора. И дружили, как говорится, «домами». Первыми исполнительницами песен соавторов были их жены — солистки Волжского Русского народного хора. Вениамин Бурыгин был женат на Валентине Михайловой, а Григорий Пономаренко – на Екатерине Шавриной.
Для шестнадцатилетней Кати Шавриной, только появившейся тогда в Волжском хоре, музыкальный руководитель коллектива Григорий Пономаренко годился в отцы. Когда поначалу ей негде было жить, он просто уступил ей свою квартиру, а сам ночевал некоторое время у «родного друга» Веньки Бурыгина. И одновременно присматривался к девчонке – и как наставник, и как старший товарищ, и как мужчина.
Сегодня пишут, что именно Пономаренко «открыл» Шаврину, которая стала позже знаменитой на всю страну исполнительницей. Они вместе работали, вместе жили так называемым «гражданским браком». И не потому, что так им было удобнее. Просто в конце пятидесятых существовал у власти негласный закон – браки с большой разницей в возрасте просто не регистрировались. А Григорий Пономаренко был старше Екатерины Шавриной на 25 лет! Когда они пришли в ЗАГС с ними даже разговаривать не стали…
Песня Григория Пономаренко на слова Маргариты Агашиной "Что было, то было" в исполнении Екатерины Шавриной.
Прожили они так вместе около пяти лет. У Шавриной родился сын, которого назвали Григорием, как отца. Екатерина Шаврина рвалась в Москву - хотела состояться как артистка. Пономаренко в столицу ехать не хотел категорически, хотя звали его туда неоднократно… Так и расстались. Она уехала покорять Москву, где попала «под крыло» Людмилы Зыкиной, а он перехал из Куйбышева в другой город на Волге. Сын — Григорий Григорьевич Шаврин (род. 1963), модельер мужской одежды.
За 10 лет работы с Волжским русским народным хором имя Григория Пономаренко узнал весь Советский Союз. Слава композитора, который писал песни для популярного коллектива, стала поистине всенародной. Именно тогда разные города страны стали наперебой приглашать композитора к себе на работу.
Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок – ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было – баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении».
А он в 1963 году уехал в Волгоград, где возглавил народный хор знаменитого Волгоградского тракторного завода. На берегах Волги Пономаренко задержался еще на десять лет.Именно на Волге родились самые известные песни Пономаренко. Здесь композитор женился на певице Клавдии Фёдоровне Пономаренко (сценический псевдоним Оксана Пономаренко) (род. 1941).Дети — Тарас (род. 1968), Олеся (род. 1970), Мария (род. 1973), Богдан (род. 1976).
В то время Оксана Фёдоровна общалась с Клавдией Шульженко, Ольгой Воронец, Маргаритой Агашиной, Людмилой Зыкиной, Евгением Евтушенко. В доме Пономаренко бывал Василий Соловьёв-Седой, чета Пономаренко не раз общалась с Нани Брегвадзе, исполнявшей песни композитора. Дружила она и с российской поэтессой Нинель Мордовиной.
Ее жизнь была насыщенной, выходы на сцену совмещались с воспитанием детей, содержанием дома. «Моя домашняя карманная песенница» – так называл Григорий Фёдорович свою жену.И в этом обращении столько ласки, тепла, любви, уважения! «Гриша был очень хорошим мужем, никогда меня не обижал, не позволял себе кричать», - вспоминает Оксана Фёдоровна.
Для всей страны он открыл тогда имя волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной. Самую первую их песню - «Что было, то было» - сразу же исполнила Л.Г. Зыкина по Всесоюзному радио. А потом песни о родине и о любви, написанные в творческом тандеме Пономаренко-Агашина запели самые знаменитые исполнители 60-х годов. А вслед за ними и вся страна, весь народ - «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?», «Подари мне платок», «Я об этом не жалею», «Метелица».
В 1972 г. по приглашению тогдашнего первого секретаря Краснодарского Крайкома партии Золотухина, знаменитый на весь Советский Союз композитор Григорий Федорович Пономаренко приезжает на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года переезжает в Краснодар и становится местным композитором.
А Маргарита Агашина печатает в газете «Литературная Россия» - на всю страну! — стихотворение под названием «Подожди, Пономаренко, подожди — не уезжай!»:
Хочешь знать, Пономаренко, Что сказал о нас народ? — Без тебя он обойдется, А без Волги — пропадет!
Выразительная сила этих стихов была столь правдива и жизненна, что даже придумали легенду про их несостоявшуюся любовь. А Григорий Федорович и на эти, казалось бы, такие личные стихи написал песню...
Однако главная причина отъезда Пономаренко из Вогограда была скорее в том, что на эстраде с конца 60-х наступили новые времена. «Новое время – новые песни». Это была уже эпоха вокально-инструментальных ансамблей. На первый план выходили ритм и звуки электрогитар. Некогда такой родной и повсеместно популярной народной песне – хоровой или под гармошку – постепенно отводили свое место «в уголке»: фольклор! Да и слова у новых песен стали несколько иные по содержанию и настроению.
А композиторское чутье Григория Пономаренко, которому было в те годы уже за пятьдесят, было совсем иного толка. Во главу угла он ставил простую, понятную мелодию и хорошие стихи. Поэтому и уехал в те места, где во всю ширь кубанской степи раздольно звучали народные казачьи песни!
Композитор Григорий Пономаренко и близкий друг по творчеству поэт Виктор Боков.
Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал:
«Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню - Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми».
Вторая жена — Вера Ивановна Журавлева-Пономаренко (род. 1954), певица, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, профессор. Народная артистка России (1999).
Как-то (тогда училась в 9-м классе) Вера Ивановна услышала по радио выступление Григория Пономаренко. Он рассказывал о том, как написал песню «Оренбургский платок». Она мечтательно сказала: «Вот бы мне повстречать этого композитора. Я бы ему обязательно понравилась, и он наверняка взял бы меня в свой коллектив!» Мама тогда пошутила: «Зачем же ты ему нужна? У него Людмила Зыкина есть!» Ну и я за словом в карман не полезла: «К тому времени она уже состарится». Детская мечта сбылась – я не просто пела с Григорием Федоровичем, но и вышла за него замуж. Прожила с ним много счастливых лет…»
На Кубани, в Краснодаре композитор Григорий Федорович Пономаренко жил с 1973 года до конца своих дней. Умер он в 1996 году, в 75 лет. Умер трагически – в автокатастрофе. Судя по всему, Григорию Федоровичу стало плохо за рулем, и он потерял сознание. Только этим можно объяснить то, что на дороге не был обнаружен тормозной след от его автомобиля…
Сегодня творческое наследие композитора Григория Пономаренко составляет около 970 произведений самых разных жанров – от всенародно любимых песен до инструментальных произведений для домры и баяна, от музыки к театральным спектаклям и художественным фильмам до оперетт и ораторий. Последним крупным циклическим произведением Григория Пономаренко стало драматургически сложное православное богослужение «Всенощное бдение». Фирмами звукозаписи выпущено более 30 пластинок с его музыкальными произведениями, издано около 30 сборников песен.
Памятник Григорию Пономаренко возле Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко
Григорий Пономаренко был народным артистом РСФСР и СССР, лауреат множества премий, почетный гражданин города Краснодара, где сейчас открыт мемориальный музей композитора. Памятные доски Григорию Федоровичу Пономаренко установлены в Оренбурге и Самаре, Краснодаре и Нарьян-Маре. Его имя присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств в Краснодаре и Славянске-на-Кубани.
Но главное – продолжают звучать песни Григория Пономаренко, песни, которые давно стали народными.
Одареннейший человек, самородок. Песни композитора моментально становились популярными. Такие мелодичные, красивые песни мог создавать человек большой души и сердца. Уверена, что его песни будут перепеваться многими поколениями, потому что это настоящие песенные шедевры! Спасибо за полученное удовольствие от прекрасной музыки.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
АРТ - это искусство. Это понятие очень широко: от нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок... Часто перед человеком, заинтересовавшимся искусством, встает вопрос: как разобраться в его многочисленных стилях и направлениях. К тому же в "Одноклассниках" и других популярных соцсетях довольно много групп и страниц, посвященных искусству вообще либо отдельным его видам. Мы, в рамках предложенной концепции, предлагаем рассмотреть самые разнообразные и яркие художественные эпохи
110 лет назад родился народный артист СССР ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН
Он был похож на Дон Кихота, которого так часто играл, – старомодный и чуть наивный, борющийся за честь, добро и настоящую любовь. Он сыграл во всех фильмах, которые мы так любим – «Карнавальная ночь», «Свинарка и пастух», «Десять негритят», – и оставался на сцене до последнего дня. Это не только актер, но и человек, который имеет полное право оценивать события, будучи очевидцем фактически всего, что происходило в XX веке. Он прожил очень долгую, наполненную событиями жизнь. Человек – эпоха. Спектакли с его участием собирали полные залы. Люди приходили для того, чтобы воочию увидеть легендарного Владимира Зельдина, который продолжа
К 140-летию американского писателя, первого в США лауреата Нобелевской премии по литературе
В 1920-е годы Льюис был одним из самых популярных авторов. Его произведения ценятся за описания социальных институтов и отношений того времени. К сожалению, интерес российского читателя к произведениям Льюиса в последние годы практически совершенно свелся к нулю… Книги его не читаются, имя известно только специалистам, старые экранизации его произведений, могущие способствовать возрождению читательского интереса, совершенно покинули наши экраны… Попытаемся восполнить это упущение.
Василий Перов: кисть - как меч в борьбе за справедливость
Продолжение темы о творчестве великого русского художника
«Скорбные» сюжеты
Революционная ситуация в стране начала 1860-х гг. пошла на убыль. Жестоко были подавлены царизмом многочисленные волнения крестьян. Передовая интеллигенция России подвергалась преследованиям. Но лучшие люди остаются верными разоблачителями социальных отношений своего времени. Продолжает развиваться критический реализм в искусстве. От полотен «Сельский крестный ход на пасхе», «Проповедь на селе» Перов переходит к полотнам, где уже звучат трагические ноты. В небольших картинах середины 1860-х гг. проявляются большая наблюдательность художника, его замечательный
ИСКУССТВО РАННЕГО ЦАРСТВА. СКУЛЬПТУРА В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Еще в период до I династии или в начале ее правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого царя в верхнеегипетской короне. Небольшая статуэтка из Абидоса, изображающая, судя по головному убору, старого царя, является образцом мелкой пластики и самой ранней портретной скульптурой.
100 лет назад родился американский актер, режиссер, продюсер ПОЛ НЬЮМАН,
которого называют одним из столпов Голливуда и обладателем самых знаменитых голубых глаз в истории кино. Бизнесмен и общественный деятель, спортсмен-автогонщик Он сделал успешную карьеру, которая охватила пять десятилетий голливудских фильмов. Имя Пола Ньюмана всегда стояло в ряду лучших актёров в истории американского кинематографа. Сам он однажды отметил, что обладает лицом, которое не принадлежит вору. Но при этом Пол Ньюман украл сердца миллионов зрителей, но, что еще важнее, стал символом, который помог изменить восприятие многих, создав одну из частиц образа американской души.
Певцы-кастраты – уникальная страница в истории «золотого века» итальянской оперы. Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна («prima donna») и кастрат («primo uomo»). Исторически следы использования кастратов в качестве певцов ведут к двум последним десятилетиям XVI столетия, а вторжение в оперу они начали около 1650 года. Впрочем, Монтеверди и Кавалли в первых своих оперных произведениях еще пользовались услугами четырех природных певческих голосов. Но настоящего расцвета искусство кастратов достигло в неаполитанской опере. Кастрация юношей, для того чтобы сделать из них певцов, существовала, наверное, всегда. Но только с рож
К 160-летию великого русского живописца и портретиста ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Валентин Серов по праву считается одним из ярчайших русских живописцев, графиков и портретистов Серебряного века. Художник уникального дарования и столь же уникально разносторонний, он блестяще владел всеми живописными техниками и обладал почти фотографическим зрением. Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально схватывать цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной достоверностью. Вся жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и решений в изобразительном искусстве. Он не желал повторять удачно найденных приемов и способов, всегда стремилс
230 лет назад родился русский писатель, дипломат, лингвист, пианист, композитор АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ
Он был талантливо во всем. Блестящий дипломат, драматург, поэт, пианист и композитор. Его знаменитая комедия «Горе от ума» разобрана на цитаты и входит в список произведений, обязательных к изучению в школах и вузах. Ее автор прожил всего 34 года, но успел сделать столько, что по силам не каждой незаурядной личности, дотянувшей до преклонного возраста. Александр Грибоедов родился 15 января в Москве, в старинной дворянской семье. Дворянский род Грибоедовых – шляхетского происхождения. Фамилия Грибоедов представляет собой своеобразный перевод фамилии Гржибовский. Ян Гржибовский переселился в Ро
Продолжение цикла "Метафизика европейского романа"
Природа комического в повести Э.Т. Гофмана "Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер"
Сегодня речь пойдет о явлении, парном гофмановской готике, гофмановскому «черному роману». Это явление называется «романтический гротеск». Прибегая к романтическому гротеску, немецкие авторы первой трети XIX века добиваются особого рода комического эффекта. Они как бы глядят на действительность с особой точки зрения, сверху вниз, прикладывают к действительности меру вечного и абсолютного. Великое у романтиков смеется над мелочным, «духовная сущность строит гримасы» (Новалис). «Духовная сущность строит гримасы» видимости. Так разоблачают
К 80-летию народного артиста РСФСР ГЕОРГИЯ ТАРАТОРКИНА
Актера, который был воплощением того, что в России принято называть: интеллигентность. В каждой его роли миллионы зрителей видели того человека, с которым бы хотели выпить чай вечером на веранде летом, которому хотели бы излить душу в поезде, которого представляли себе, читая рассказы Чехова. Имя Тараторкина ассоциируется у многих с фильмом Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», где артист гениально воплотил Родиона Раскольникова. Он мастерски передал глубокий психологизм, смятение и последующее безумие, которое овладевает героем. И очень тонко – раскаяние и прозрение персонажа Достоевского. Эта работа принесла ему мировую известн
Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
В 1908-1912 гг. по проекту А.В. Щусева сооружается церковь Марфо-Мариинской обители в Москве на Б. Ордынке. Если не считать Казанского вокзала в Москве, то это произведение из числа дореволюционных построек зодчего пользуется наибольшей известностью. Популярность этой постройки тем более велика, что в ее создании принимали участие два мастера — Щусев и Нестеров. Причем, вероятно, не архитектор пригласил художника для росписи своего храма, а, наоборот, Нестеров назвал заказчикам имя Щусева, обещая при этом взять на себя живописное украшение. Алексей Щусев был моложе Михаила Нестерова на 11 лет. После того как
150 лет назад состоялось торжественное открытие Оперы Гарнье
– одного из самых известных и красивых театров оперы и балета. У Театра непростая судьба. Опера Гарнье – 13-я по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. Тогда же был создан театр, названный Королевской академией музыки. По приказу Людовика XIV организацией театра занялись поэт Пьер Перрен и композитор Робер Камбер. Через 2 года Королевскую академию музыки объединили с Королевской академией танца, и в 1671 году на сцене театра была поставлена первая трагедия «Помона», созданная его основателями. С тех пор название театра не раз менялось, он успел побывать «Театром искусств»
1 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения советского композитора Вениамина Баснера.
Его песни «С чего начинается Родина», «Это было недавно, это было давно», «На безымянной высоте», «На всю оставшуюся жизнь», «Березовый сок», «Белой акации гроздья душистые», «Крестики-нолики» сразу после выхода фильмов, в которых они прозвучали, превращались в хиты.
вышедшего в далеком 1964-м и получившего восемь (!) Оскаров. Амбициозный проект, снятый самим Джорджем Кьюкором, блестящим постановщиком-классиком, позволил Одри Хепберн упрочить свое звание «иконы стиля». Фильмы-мюзиклы Голливуда XX века – богатая вселенная, заслуживающая внимания современников, неравнодушных к музыкальному кинематографу. «Звезда родилась» (1954), «Вестсайдская история» (1961 г.), «Мэри Поппинс» (1964 г.), «Звуки музыки» (1965 г.), «Смешная девчонка» (1968 г.), «Кабаре» (1972 г.) и ещё целый ряд ярких голливудских кинокартин с увлекательной драматургией и восхитительными вокально-танцевальными номерами вдохновляют на протяже
150 лет назад, на Рождество 25 декабря 1874 года, родилась Лина Кавальери
Лина Кавальери... Это имя возрождает образ очаровательной женщины с многочисленных картинок, ставших мейнстримом. Одна из первых фотомоделей, оперная дива, и просто очаровательная женщина, кружившая головы влиятельнейшим мужчинам своего времени. Имя итальянской красавицы Лины Кавальери гремело на весь мир в начале прошлого века. Она была на фотографиях, почтовых открытках, афишах. Женщины старались быть на неё похожи, несколько сотен мужчин пытались добиться её руки и сердца. Восхищает такая разная, яркая и невероятная история жизни "самой красивой женщины". Именно так её называли тогда...
55 лет со дня премьеры советско-итальянского фильма "Красная палатка",
поведавшего о событиях 1928 года в Арктике. Речь идет о знаменитом полёте дирижабля «Италия», предпринятого в 1928 году экспедицией итальянца Умберто Нобиле и его спутников (в большинстве своём – итальянцев) с целью достичь Северного полюса. Эта попытка генерала Нобиле, можно сказать, удалась только наполовину. Взлетев на дирижабле со Шпицбергена, экспедиция достигла точки полюса, однако, возвращаясь к месту своего старта, потерпела аварию. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «Красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было орга
80 лет одной из самых красивых и изысканных советских и российских актрис Анастасии Вертинской
Женственная, с потрясающей улыбкой, неземным голосом и глазами. Ассоль, Гуттиэре, Офелия, Мона, Таня – удивительно широкий диапазон ролей и образов, который вошел в золотой фонд советского кино, стоящий особняком от стандартного образа советской женщины-рабочей. Ее достаточно продолжительная работа в кино и театре была всегда примером высокого мастерства и востребованности. Снявшись совсем юной в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», Анастасия Александровна зацементировала навсегда образ чистоты и юности так, что и по сей день они эталонны. Хотя сама актриса этих своих ролей впоследствии почти стыди
130 лет назад, 19 декабря 1894 года, в Париже начался резонансный судебный процесс по делу Дрейфуса
Капитана Альфреда Дрейфуса обвиняли в шпионаже в пользу Германии. Дело получило большой общественный резонанс и сыграло значительную роль в истории Франции и Европы конца XIX – начала XX веков.
Скандал
В конце XIX века во Франции, в стране Великой революции, первой давшей своим еврейским жителям равные гражданские права, разразился шпионский скандал. Скандал был связан с капитаном французского Генштаба Альфредом Дрейфусом, которого обвинили в шпионаже в пользу Германии, главного врага Франции тех лет. Обвинение тем более болезненное, что Франция только что проиграла войну Пруссии. Но почему им
Комментарии 3