Что такое быть армянином сейчас?
1. Мы находимся в одной из самых депрессивных точек в истории армянской нации. Уровень безнадёжности кажется немыслимым, но нельзя впадать в уныние. Трудно представить, что чувствовал армянский крестьянин в XI веке, увидевший первые орды тюркских кочевников. Нам даже трудно представить, что чувствовали армяне в 1915 году. Но они пережили это, а потому и уныния от современности быть не должно. Но сейчас ещё опасней конформизм, то есть чуть ли не радостное смирение.
2. На данный момент все союзники, партнёры и очевидцы наплевали, закрыли глаза или откровенно радовались за спиной армянской катастрофе. Следовательно, армянин не может больше ласкаться у ног этих самых союзников, партнёров и очевидцев, ибо это не даст ничего, кроме обещаний или плевков. Он не может верить в политические братства или пытаться одновременно угодить "двум родинам". Родина всегда одна.
3. Политическая система Армении наполнена конформистами, лицемерами и сплетниками. Её гниение настолько сильно, что армянин не может позволить себе жертвовать временем и силами на поддержку кого-либо из тех, кто сейчас участвует в распределении политических ресурсов. Он может надеяться лишь на самого себя, своих соотечественников и того, что породит его нация, а именно нового, настоящего, честного. Если армянство не сможет породить нового лидера, то оно и не может надеяться на будущее.
4. Армянин должен понимать, что сила его родины в уме, а не дешёвой хитрости, в разрушительной силе, а не дипломатических трюках, в действенной идеологии, а не жалкой попытки поддержать статус-кво. Он не должен требовать от других того, что самому не под силам. Он должен действовать соответственно своим возможностям, если они приносят благо его нации или поддерживают её состояние. Он не должен ждать сигнала свыше, повода или действий других. Если нельзя найти политического лидера, то можно самому быть лидером в том, что допустимо силам конкретному армянину.
5. Нельзя верить в то, что враг где-то остановится и слушать молвы власть держащих о "реальной Армении". Она скоро лишится реальности, но они всё равно уже на том жалком клочке будут вопить о том же. Вопрос защиты армянской истории и спасения исторических земель поднимется сам в любой точке остатков родины, как бы не пытались игнорировать это. Если власть так легко отбросила фундаменты своей идеологии, то она повторит это и вновь, ибо нет никаких доказательств невозможности этого. Когда-то Арцах был бесспорной армянской землёй, а не спорной и непризнанной армянской политической единицей. Никто не сказал, что Сюник или другую область не будет ожидать такое, но неужто ли их статус важнее? В конце концов, Арцах обеспечивал безопасность Армении, которой она теперь лишилась, так как он мог быть менее важным, чем марзы Армении?
6. Армянин не должен допускать себе разделений нации на этнической, региональной, религиозной, гендерной классовой и любой другой основе. Те, кто старательно педалировали устоявшиеся недо-консервативные тенденции, оказались не способны защитить страну, но зато горды кичиться статусом "истинных армян", без национальной идеи и безопасности. Они и сейчас готовы сохранить мерзость само-ненависти и разделения, ибо это для них роднее, чем прогресс и счастье своей одной единой нации и её наследия.
7. Ошибочно думать о том, что надо действовать так-то и так-то, лишь бы не походить на турков. Стремление к милитаризации, гражданскому национализму и отмщению не равно маниакальным и хищническим геноцидальным актам. Готовая к бою часть армянства не должна бояться того, что вступит с врагом в страшнейшую битву, после которой измениться может всё, так как она либо произойдёт сама по себе, либо вместо неё будет тихое и позорное исчезновение Армении.
Артур Акопян
@antitopor_info
Комментарии 8
Есть о чём задуматься. Что не даёт мне покоя в последние 6 лет, которые перевернули все с ног на голову, изменили привычный мир ,заставили мыслить аналитически.