Память одного из ближайших учеников Иисуса Христа святого апостола Фомы (+ 72 г.) празднует Православная Церковь 19 октября. По Преданию Церкви будущий апостол родился в городе Панеада в Галилее. Судя по тому, что в Евангелии его называют еще и Близнецом, вероятно у него был брат (братья) или сестра (сестры). Как и большинство учеников Христа, до своего призвания он занимался рыболовством. О том, как будущий апостол пришел к Господу, Евангелие не сообщает, но Предание говорит о том, что услышав проповедь, Фома бросил свое ремесло и последовал за Спасителем. В Новом Завете апостол упоминается не очень часто, однако наиболее яркие моменты его следования и служения Христу донесло до нас Евангелие Иоанна Богослова. В частности, он упоминается при чуде воскрешения Господом Лазаря, при описании Тайной Вечери, и, главное, в событиях, последовавших за воскресением Спасителя. Уверение апостола Фомы в воскресении Господа произошло уже после того, как Христос явился остальным ученикам. Не став свидетелем этого явления, Фома сказал, что не поверит в воскресение, пока сам не прикоснется к живому Спасителю. После этого Господь еще раз явился ученикам, в т.ч. и святому Фоме, и уже в это явление апостол убедился в чуде воскресения Христа из мертвых. После Вознесения Господа, апостол Фома по жребию отправился проповедовать Евангелие в Индию. Перед этим он посетил Палестину, Месопотамию и Эфиопию. В этих странах, а особенно в Индии, святой апостол немало потрудился в деле распространения христианства. Его земной путь, как и большинства учеников Господа, окончился мученически. После кончины святого апостола Фомы на месте его погребения стали совершаться многочисленные чудеса. Сегодня частицы его мощей пребывают в Индии, а также на Святой Горе Афон и в Венгрии. История Фомы для православных — это напоминание о том, что вера иногда нуждается в доказательствах. Однако преодолев сомнения, можно обрести истину, понимание. Именно поэтому апостол Фома и стал символом сомневающихся и тех, кто ищет подтверждение своей веры через личный опыт, эксперименты и постоянные раздумья. Мы обращаемся к нему с молитвой об укреплении веры – в моменты, когда нас самих посещают сомнения. Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие, – говорит Господь апостолу Фоме (Ин. 20, 29). Потому и молим мы апостола, ищем у него поддержки. Кто, как не он, испытавший сомнения вновь обретший веру, может помочь всем нам? Обращаются к святому апостолу Фоме и те православные христиане, кому Господь назначил сегодня продолжать дело христианской миссии. Ведь святой апостол Фома был одним из самых ревностных проповедников Слова Божия. И сегодняшним миссионерам, продолжателям дела апостолов, особенно необходимы обретенная им твердость в вере, преданность Христу и готовность в самом деле идти и научить «все народы». Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»! Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость? В чем смысл «неверия» Фомы? В искании Самого Бога, в стремлении прикоснуться к Божественному огню, к его благодати – и причаститься ему. Неверие Фомы не было упрямым нежеланием признать свидетельства очевидцев. Это была жажда веры, которая искала подкрепления в видимых доказательствах. В народных традициях день апостола Фомы связывался с окончанием сельскохозяйственных работ. В это время завершали уборку урожая, готовились к зиме. Молитвы Тропарь апостола Фомы глас 2 Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости. Кондак апостола Фомы глас 4 Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.
    1 комментарий
    8 классов
    Игумен Никон Воробьёв: «Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение – смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: приими все случающееся с тобой, как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства – только орудия Божие, часто не понимающие того, что делают. Господь Иисус Христос возвестил всем, что предстоящие Ему крестные муки не есть дело людей: фарисеев, книжников, Пилата, Иуды – они только орудия: «Чашу, юже даде Ми Отец, не имам ли пити ю» (Ин.18:11). Чашу страданий Иисусу Христу дали не люди, а Отец Небесный, для искупления падшего человечества. И нам всем, хотящим спастися, дает чашу скорбей Господь, не люди. Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои бесчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим. Надо просить у Господа: “Даруй ми зрети моя прегрешения”. Если получим этот дар – зрети свои грехи, почувствуем всю их тяжесть, всю неприемлемость для Бога человека с грехами, необходимость получить от Господа прощение их и очищение прокаженной души нашей силою Божией – тогда припадем ко Господу, восплачемся пред Ним, как жена грешница, и будем от всей души взывать, как мытарь: “Боже, милостив буди мне, грешному”, “Господи, что хочешь делай со мной, пошли любые скорби, только прости грехи мои, очисти душу мою прокаженную, не лиши меня небесного Твоего царствия, не предай в руки врагов моих – бесов”. Смирись пред Богом, т. е., как благоразумный разбойник, скажи от всего сердца: “Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царствии Твоем”. Не уподобляйся другому разбойнику, который роптал на всех, ругался, обвинял других в своих страданиях и этим только отягощал свое состояние и погиб. А благоразумный разбойник понял свою вину, смирился, обратился к Господу и получил утешение и облегчение в скорбях, и радость скорого избавления от страдания и вечного блаженства в раю: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43)».
    0 комментариев
    5 классов
    Мы все у Бога на ладони в одинаковых правах: и тот, кто в золотой короне и тот, кто в порванных штанах.... Никто не знает в каком обличии вам встретится Бог... Вот он в облике бомжа и встречался людям, а они и не поняли...
    0 комментариев
    0 классов
    Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе. ☦️ Игумен Никон Воробьев
    0 комментариев
    3 класса
    Дионисий Ареопагит Афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге, первый епископ Афинский. Биография Дни памяти: 3 (16) октября, 4 (17) января (в соборе 70-ти апостолов) Первое упоминание о Дионисии Ареопагите содержится в книге Деяний апостольских. Согласно Деяниям, после проповеди апостола Павла в афинском ареопаге, некоторые «мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Считается, что Дамарь была женой Дионисия. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (начало IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Дионисий был первым епископом Афин. Древнее церковное предание о поставлении апостолом Павлом Дионисия в епископы засвидетельствовано также в «Апостольских постановлениях» (конец IV в.). Согласно средневековой церковной традиции, сформировавшейся не позже IX века, Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался смертью мученика. На протяжении веков традиция почитания Дионисия, как современника апостолов, совершавшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой. Считалось, что это одно лицо, либо что было несколько Дионисиев. В настоящее время в научной литературе Дионисий Ареопагит и Дионисий Парижский различаются. Тем не менее отождествление двух Дионисиев, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX веке, сохраняется в месяцесловах Православной Церкви. Свт. Димитрий Ростовский включил Дионисия Ареопагита в собор 70-ти апостолов и указал празднование его памяти под 4 января. С именем Дионисия Ареопагита связан корпус богословских сочинений, оказавших большое влияние на православное богословие. В современной патрологической науке считается, что до начала VI века этот корпус не был известен, так как первые несомненные упоминания о нем относятся к этому времени. С этого момента и до конца XV века практически никто не сомневался в принадлежности сочинений корпуса апостольскому ученику Дионисию Ареопагиту. В эпоху Возрождения у византийских и западных гуманистов возникли сомнения в подлинности сочинений, предварившие пересмотр времени составления корпуса. С конца XIX века в зарубежной и отечественной науке представление о позднем происхождении корпуса стало преобладающим. Современные исследователи, в т. ч. православные, пришли к тому, что установление конкретного автора сочинений невозможно. В настоящее время акцент переместился с поисков автора на конструктивный анализ содержания корпуса Ареопагитик. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662). В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой. Тропарь, глас 4 Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная,/ и ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим. Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик Дионисий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
    0 комментариев
    1 класс
    Киприан и Иустина Антиохийские 15 октября – день памяти священномученика Киприана и мученицы Иустины. Жили они в конце третьего – начале 4 веков от Рождества Христова. Существует три агиографических сочинения о них: «Обращение Киприана», «Покаяние, или Исповедь Киприана» и «Мученичество Киприана и Иустины», в чём-то они друг другу противоречат, в чём-то дополняют, но, в любом случае, история жизни этих двоих на редкость удивительна. Маг Киприан, предположительно, родился в Афинах. Учился у жрецов и был жрецом сам. Постигал магические науки у халдеев и в Египте. Общался с дьяволом. Призывал демонов… В общем, сделал серьёзную магическую карьеру, а потом осел в Антиохии (окружающие его, кстати, очень уважали, тем более что он не отказывал в помощи). Вот тогда-то и случилась история: юноша Аглаид из очень хорошей семьи влюбился в Иустину, девушку из не менее хорошей семьи. Однако та на его любовь ответить не хотела и не могла – потому что была христианкой и отвергала брак. Аглаид попытался добиться своего силой, но не преуспел: дева поколотила его и победила. Тогда он обратился к магу Киприану и заплатил ему немалые деньги, чтобы тот Иустину приворожил. Киприан призвал демона… но демону не удалось свернуть деву с истинного пути. Не удалось это и второму демону, и третьему… После неудачи третьего демона Киприан сам отрёкся от дьявола и уверовал в Христа. Позднее он стал епископом Антиохии, много проповедовал, крестил язычников… и, кстати, обладал даром изгнания бесов и исцеления. Киприан и Иустина были казнены по повелению императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Их тела были привезены в Рим, и все, кто приходил им поклониться, исцелялись от недугов.В народе день Киприана и Иустины считается опасным – потому что в этот день легко встретиться с нечистой силой, причём особенно следует опасаться людям пьющим. Кстати, народные приметы этого дня варьируются от «Пьяного обязательно черти навестят» до «Если весь день идёт ливень, значит, зима будет холодной». Святым Киприану и Иустине молятся: — О защите от сглаза, порчи и прочего колдовства — Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святых Киприана и Иустины! Откройте им свое сердце в искренней молитве и они услышат нас, исцелят духовные и телесные немощи, помогут в благополучном устроение земных дел. Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости. Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святые Киприан и Иустина услышат все наши молитвы и явят нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
    0 комментариев
    4 класса
    1 комментарий
    25 классов
    14 Октября совершается служба великому празднику — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так звучит полное название одного из великих праздников православного церковного календаря на октябрь. РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова,— это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так — Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Согласно религиозным преданиям, начало празднику Покрова положило историческое событие, случившееся в Константинополе в 910 году. Оно связано с церковью Богородицы, которая была построена в V веке во Влахернах, пригороде Константинополя, императором Львом Великим. В этой церкви хранились христианские святыни: риза, часть пояса и головной убор (омофор) Богородицы. В то время Константинополь подвергался неоднократным атакам воинственных соседей, и, по поверью, святыни из Влахернского храма много раз помогали городу чудесным образом избежать разорения и гибели от вражеского оружия. Так, согласно преданию, во время осады города русскими дружинами под руководством князей Аскольда и Дира риза Богоматери помогла уберечь город от нападения. Другое чудо описано в житиях блаженного Андрея Цареградского, Христа ради юродивого. В житие описывается, как во время всенощного бдения во Влахерноском храме юродивый вместе со своим учеником увидел Богородицу в сопровождении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и других святых. В этот день местные христиане собрались во Влахернском храме на службу, молясь о спасении, так как Константинополь находился в осаде варваров. В храме юродивому Андрею Константинопольскому и его ученику Епифану было видение: они увидели идущую по облакам Деву Марию в сопровождении ангелов и святых. Богоматерь молилась за спасение православных, сняла с головы покров — платок — и распростерла его над молящимися. Как уверяли видевшие, от него исходило божественное сияние. Согласно писаниям, вскоре началась буря и варвары отступили от стен города. Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. Матерь Божия появилась в воздухе над молящимися. Над всеми людьми, находившимися в храме, она развернула свой платок, таким образом явив свою защиту и покровительство. Патриарх Фотий после всенощного бдения в храме вынес ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфорского пролива. После этого поднялась буря, потопившая русские корабли, и это спасло город. Примечательно, что никому из находившихся там, кроме Андрея и его ученика Епифания, не открылось это видение. Однако история стала популярной. Так, многим известна ее интерпретация от святителя Димитрия Ростовского, который писал, что Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Светлый праздник – Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. ПОКРОВ НЕДЕЛИМ, КАК И ТЕЛО ХРИСТОВО Во Христе все мы едины, и Покров Божией Матери над всеми нами: Она подает и утешение, и облегчение житейских тягот, и исцеление от недугов. Об этом говорят архипастыри и пастыри из Москвы и глубинки, из Украины, Греции, Белоруссии, Западной Европы и Средней Азии. СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Протоиерей Александр Шаргунов Если бы не молитва Божией Матери, давно бы уже наступил конец мира. Богослужение начинается накануне Покрова, 13 октября — проходит праздничное всенощное бдение. Утром служится литургия, Богородицу благодарят в молитвах за ее милосердие, помощь, любовь и мудрость. В праздник Покрова приветствуется гостеприимство и радушие, можно позвать близких и угостить их приготовленными блюдами. Издревле считалось, что чем больше угощений на столе, тем богаче будет урожай следующего года. Также принято праздновать свадьбы и свататься к невесте. Считалось, что ухаживания на Покров — знак скорого сватовства. Славяне верили, что первой выйдет замуж девушка, которая утром раньше всех придет в церковь и поставит свечку перед иконой Богородицы. На Покров в ходу были также гадания на суженого. Кроме того, накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали свои старые соломенные постели. Считалось, что тем самым девушки становятся защищены от «призора недоброго глаза». Люди верили, что если сжечь старые вещи, то можно избавиться от болезней. На Покров Пресвятой Богородицы, как и во многие церковные праздники, нельзя делать серьезную хозяйственную работу: убирать, стирать, шить, вязать, гладить и так далее. Также нельзя занимать деньги, иначе, согласно поверьям, можно весь год прожить в нищете. Не рекомендуется в праздник сквернословить, ругаться с людьми, употреблять спиртное, грустить и пребывать в плохом расположении духа. Считалось, что в Покров день нельзя отвечать отказом на предложение о замужестве, иначе можно надолго остаться в девках. В отличие от остальных богородичных праздников, Покров не связан с эпизодами жизни Девы Марии. События, послужившие поводом к установлению этого торжества, произошли спустя несколько столетий после Успения Богоматери.Несмотря на то, что предпосылки праздника — родом из Византии, там он не отмечался. Но получил широкое распространение и любовь верующих в России. Праздник на Руси появился в XII веке. Его установил святой князь Андрей Боголюбский, который почитал Андрея Юродивого как своего покровителя. В честь победы над волжскими булгарами под покровительством иконы Владимирской Божией Матери в 1164 году князь учредил праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А в следующем, 1165 году, году князь построил первый на Руси храм Покрова Пресвятой Богородицы, один из красивейших русских белокаменных храмов — храм Покрова на Нерли. МОЛИТВЫ Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша. Перевод. В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши». Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га. Перевод. Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
    0 комментариев
    5 классов
    0 комментариев
    4 класса
    Апостол и евангелист Иоа́нн Богослов 9 октября - Преставление Житие Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине. Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр.1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "Сынов Грома" – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. Полное житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал Сыном Громовым, был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Согласно православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником. Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли "возлюбленным учеником" Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным. Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о скором предательстве, именно святой апостол Иоанн, который "возлежал у груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал: "Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смерти, воскресения и вознесения Христа Иоанн взял Матерь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения. Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию святого апостола Иоанна, принятому в Греции, он принял свой жребий с тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем малодушии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иерусалима, вознести Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после чего все с миром разошлись. Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором, одним из первых семи диаконов, который стал и его первым агиографом. Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в кораблекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три человека, находившихся на борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой Иоанн пропал без вести. Прохор, скорбя, отправился в Ефес пешком. Спустя четырнадцать дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему великому изумлению увидел, как о берег разбилась огромная волна и вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес. Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием в Ефесе стала встреча со злонравной женщиной по имени Романа. Она страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями, владельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив Иоанна и Прохора, она предложила им работу – топить огонь в бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить святого Иоанна. Так продолжалось много дней, и в конце концов Романе пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их своими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в обоснованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения этими двумя людьми. Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды, когда туда зашел единственный сын Диоскорида Домн, бесы задушили его. Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к апостолу и стала умолять его о помощи, святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес. Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и Домном. Они стали первыми христианами Ефеса. После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пирующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападавшие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась огромная мощная струя пара. Из присутствовавших двести человек упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян приняли крещение. Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем временем известие о разрушении храма дошло до императора Домициана (81–96 гг.). Императору доложили, что некий колдун поверг в прах главный храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи, привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут апостол остался невредим. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос. Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо следить вовсю – он колдун и творит ужасные дела". На пути к Патмосу один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они поклоняются. Они стали называть имена своих многочисленных богов, а он вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал стражник, и апостол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти утонувшего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам апостола смытого за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем по молитвам апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды, получила свежую воду, и получил исцеление человек, больной дизентерией. Стражники и команда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал: "Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам велели, чтобы император не наказал вас". Когда они приплыли на Патмос, к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней апостол наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром. Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что апостол навел на него чары, а потом сам юноша по внушению диавола прислал им письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил дать ему возможность послать Аполлониду письмо, и правитель согласился, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес вышел из него, и юноша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась. Сам правитель стал христианином после того, как оставил службу. По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных недугов, бесплодные женщины получали способность к деторождению, неверующие обретали веру. Храмы Аполлона и Диониса на Патмосе рассыпались в прах, как только апостол начал молиться. Большую часть времени, прожитого в изгнании, он провел, убеждая людей оставить тщету язычества и обратить взоры ко Христу. В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в переводе с греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бесами. Многие жители острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его прийти в город и отомстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона, связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух бесов, чтобы один напал на святого, а второй сообщил хозяину о судьбе первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали призраки в виде тех усопших, после чего все восславили Кинопса. Волхв стал похваляться своей властью перед апостолом Иоанном, но апостол спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто", и призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на молитве на том самом месте, где его избивали. Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его. Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпускайте ни его, ни остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома, море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством заставил Кинопса и их родных исчезнуть. Однако все остальные в толпе настаивали, что надо дождаться возвращения волхва. Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разойтись, поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от палящего солнца, голода и жажды, и в конце концов у них умерли трое маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на обман, и скорбя об ожесточении их сердец, Иоанн молился Господу об их спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он воскресил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к ногам апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился домой вместе с Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе почти все жители острова обратились ко Христу. В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел император Нерва (96–98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению христианского учения, ни преследовать самих христиан. Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский сенат аннулировали приговор Домициана и освободили Иоанна. Получив свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к отплытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, просили его оставить им письменное изложение христианской веры, чтобы им не отклоняться от истинного учения. Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пустынный холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня. Когда Прохор возвратился, апостол попросил его встать справа от себя. Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля. Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...". Так начинается Евангелие по Иоанну. Прохор пишет, что они провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать Иоанну, отправлявшемуся в Ефес. Священное Предание и церковные писатели первых веков – святой Климент Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсевий – утверждают, что Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется подождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога. Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически описывающее события, которые должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение. Вот как начинается Апокалипсис: "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию" (Откр.1:9-11). Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его следующими словами: "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.22:16-17,20) Апокалипсис – это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова. Среди книг Нового Завета есть также три послания святого Иоанна Богослова. Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши, который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому времени уже умер, но сам Домн радушно принимал святого у себя в Ефесе до конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн продолжал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному стаду. По возвращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив ему обучить юношу основам веры, а сам отправился дальше. Эта история, известная под названием "Святой Иоанн и разбойник", имеет следующее продолжение: А потом случилось так, что некие праздные и беспутные юноши, познавшие зло, развратили этого новообращенного христианина и увели его от епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем стал у них главарем, самым жестоким и кровавым из всех. Прошли годы, и вот как-то раз пресвитеры той церкви позвали к себе апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы апостол сказал епископу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище, которое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам апостола. Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека, которого оставил на тебя". Старенький епископ с плачем и стенаниями ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спросил: "Как он умер?" "Он умер для Бога, – сказал епископ, – он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников". Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему". Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в поле их зрения, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще можешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя, как Господь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!" Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача, и Иоанн со слезами обнял его. Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в строгом воздержании, питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих проповедей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы помочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Детки, любите друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: "Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную". Когда апостолу Иоанну было более ста лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и попросил их следовать за ним, захватив с собой лопаты. Он привел их в одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: "Копайте вашими лопатами могилу в форме креста в длину моего роста". Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору: "Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умолял их продолжать и закопать его по шею. После этого произнес: "Принесите тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощайтесь со мной в последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он отослал их, благословив, а они оплакивали своего возлюбленного отца и учителя. Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о случившемся, умоляли отвести их к могиле. Прохор с другими учениками повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин.21:22) И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь". Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая на протяжении многих лет могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна. Память святого Иоанна празднуется 8 мая и 26 сентября, в день его кончины. По преданию, Прохор стал епископом Никомидии. День его памяти – 28 июля. Явления и чудеса апостола и евангелиста Иоанна Богослова И в греческой Синаксари, и в русских "Житиях Святых" святителя Димитрия Ростовского описаны случаи явлений святого апостола Иоанна Богослова и его помощи людям. Догмат о Святой Троице Первое из известных нам явлений святого апостола Иоанна относится к третьему веку. Святой апостол Иоанн явился преподобному Григорию Неокесарийскому чудотворцу († 270). Преподобный Григорий был современником святой Макрины, бабушки святителей Василия Великого и Григория Нисского. Во времена святого Григория Чудотворца возникли ереси Савелия и Павла Самосатского. Они еще не были осуждены церковным собором, и преподобный Григорий, глубоко обеспокоенный, молился о вразумлении, чтобы суметь разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Однажды ночью ему явились Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов в облачении епископском. Они пришли в сиянии Божественного света, и Матерь Божия, показывая на Григория, попросила святого апостола Иоанна научить его, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Преподобный Григорий, как некогда Прохор, собственноручно записал те слова, что продиктовал ему святой апостол Иоанн. По свидетельству святителя Григория Нисского, оригинал этой записи потом долгие годы хранился Неокесарийской Церковью. Это исповедание принимали как истинное отцы-каппадокийцы, святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин и святитель Григорий Нисский, оно вошло в ранний перевод работы Евсевия “История Церкви”, написанной в четвертом веке. Его одобрил Пятый Вселенский Собор 523 года. Вот текст этого откровения: Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Бессмертный Бессмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т.е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица. Молодой иконописец Второй случай взят из Пролога. В одном малоазийском городе жил молодой христианин, в обязанности которого входил уход за гусями. У ворот города висела икона святого апостола Иоанна Богослова, и юноша каждый день проходил мимо нее утром и вечером со своими гусями. В простоте сердца он решил попытаться нарисовать подобную икону и долго пытался это сделать, рисуя ее на песке, но все его долгие попытки не увенчались успехом. Однажды, когда юноша пас гусей, к нему подошел незнакомый человек и, узнав о его желании написать икону, дал ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить его иконописи. Юноша отправился в Константинополь и под невидимым руководством святого Иоанна вскоре превзошел своего учителя в иконописном искусстве. Это, по-видимому, очень древняя история, поскольку святой апостол Иоанн, как и святой апостол Лука, издревле считается покровителем иконописцев. Например, в учебниках иконописи семнадцатого века мы находим следующую молитву апостолу Иоанну: "О святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ". По сведениям, содержащимся в “Великом Синаксари”, “Житиях Святых” святителя Димитрия Ростовского и даже житиях более поздних святых было много случаев, когда святой апостол Иоанн являлся, иногда вместе с Пресвятой Богородицей, чтобы оказать помощь или дать совет. Он приходил, например, к святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября), святителю Григорию Паламе (14 ноября), преподобному Авраамию Ростовскому (29 октября), святому старцу Матфею Эгинскому (12 апреля) (см. в житии преподобной Афанасии Эгинской) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января), которому, как и любимому ученику святого апостола Иоанна, при крещении было дано имя Прохор. С жизнью святителя Иоанна Златоуста связано два случая явления святого апостола Иоанна Богослова. В первый раз апостол Иоанн Богослов поведал праведному иноку Исихию, что Златоуст станет избранным храмом Святого Духа и послужит делу спасения и освящения людей. В конце жизни сам святитель Иоанн Златоуст удостоился посещения апостола Иоанна Богослова. Апостол известил его о скорой кончине и о том, что перед ним откроются врата рая. В явлении святителю Григорию Паламе Иоанн Богослов сказал: “Волею Владычицы Богородицы, отныне я непрестанно буду с тобой”. В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что святой апостол Иоанн пришел к нему и дал ему свой посох, чтобы сокрушить языческого идола Велеса в городе Ростове и разбить его в прах. В житии святого Афанасия Эгинского есть следующий эпизод: благочестивому старцу Матфею, построившему обитель для святой Афанасии с сестрами, святой апостол Иоанн Богослов явился во время литургии. Двое сослуживших Матфею священников также видели святого апостола Иоанна. Однажды в Саровском монастыре тяжело заболел водянкой и на три с половиной года оказался прикован к постели послушник Саровского монастыря Прохор, будущий преподобный Серафим. Он чувствовал, что скоро умрет, но после принятия Святых Христовых Таин сподобился видения Матери Божией, святого Иоанна Богослова и святого апостола Петра. Матерь Божия сказала остальным: “Сей от рода нашего” и исцелила его. Св. апостол Иоанн Богослов являлся и праведникам двадцатого века, в том числе отцу Николасу Планасу и молодой монахине Магдалине из обители святого Иоанна Богослова в Афинах. Она болела раком, и явившиеся ей Богородица, святой апостол Иоанн Богослов и святитель Нектарий Эгинский исцелили ее.
    0 комментариев
    9 классов
Закреплено
Фото
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
  • Класс
  • Класс
Фото
  • Класс
  • Класс
Показать ещё