Оружие - новая «нефть». Часть 4. Главная уязвимость Запада - боевая авиация
Наверное, звучит невероятно, но это так. Одна из самых больших слабостей современного Запада - его авиация. Хотя со всех трибун нам внушают обратное: подавляющее преимущество в воздухе - преимущество НАТО и США. Впрочем, это обычная практика для наших непартнеров – надувать факты.
Неудивительно, что предыдущие статьи про оружие вызвали бурную реакцию украинской пропаганды, глубоко пустившей корни в российских социальных сетях. Долгое время украинские агенты особо себя не проявляли, а тут прямо взрыв негодования. То есть, попали в точку, очень эта тема (слабость западного оружейного комплекса) беспокоит наших оппонентов.
И сегодня вы окончательно поймете почему.
В последнее время нам много рассказывают про новейшие самолеты Ф-35: посмотрите, сколько уже их выпустили – больше тысячи, и продолжают штамповать. Но дальше обсуждения плюсов и минусов дискуссия не заходит, так как машина действительно сложная, набита инновациями, Википедия сегодня есть у всех, а точные результаты по итогам реальной эксплуатации мало у кого.
Со стороны и на первый взгляд авиация западного блока действительно может показаться сильной, опережающей всех. У кого еще столько новейших машин 5-го поколения.
Но есть два соображения, которые очень серьезно оспаривают лидерство США и НАТО.
Первое. Предлагаю обратить внимание на исследование нашего коллеги, партнера - журналиста Саши Березина с канала Научпопик о лучших бомбардировщиках Второй Мировой войны. С точки зрения технологий и вооруженности лучшей тогда считалась новейшая британская машина
Ланкастер. А вот с точки зрения реальной эффективности - древний советский У-2.
Иными словами, не факт, что «навороченность» Ф-35 способна обеспечить ему реальное преимущество в реальном бою.
Более того, есть основание полагать, что Ф-35 уже проиграл, даже не вступив в реальное противостояние.
Второе соображение. Есть такой замечательный канадский журналист и поп-социолог Малкольм Гладуэлл. В его книге «Что видела собака» (состоящей из статей, которые Гладуэлл писал для журнала The New Yorker) можно прочитать очерк об одном из крупнейших американских банкротств – банкротстве энергетической компании Enron.
Эта корпорация была настолько инновационной и продвинутой, что ежегодный отчет составлял аж 800 тысяч страниц. В котором, между прочим, ее слабости честно указывались, но все завороженно смотрели на биржевые котировки. И когда настал крах, очень удивились.
Гладуэлл пишет, что на самом деле в отчет и не надо было смотреть, любой человек, который хотел купить акции Enron мог совершить простую манипуляцию и уберечь себя от риска.
Надо было просто заглянуть на сайт Министерства финансов США, где четко указывалось, что Enron с момента своего образования никогда не был прибыльным. То есть компания не генерировала прибыль, а проценты по акциям выплачивала только за счет привлечения новых инвесторов.
Это была классическая финансовая пирамида, расширявшаяся исключительно за счет привлечения новых клиентов (покупателей акций), а когда их поток иссяк и дело дошло до выплат реальных дивидендов с реальных доходов, то все и рухнуло.
Истребитель Ф-35 и есть такая корпорация Enron с огромным ежегодном отчетом, в котором разобраться очень сложно.
И смысл существования Ф-35 ровно такой же - вытягивать деньги со все новых и новых клиентов. Однако есть простой показатель нежизнеспособности этой машины.
Комментарии 3