Скальп первоначально брался только лидером военного отряда, и в тот период никаких других увечий не практиковалось. Это был маленький клок волос, квадрат не больше трёх дюймов, который носили только в течение празднования тридцати дней с победы, и после с почестями захоранивали. Буйная жестокость и более варварские военные обычаи усилились с прибытием белого человека. Он принес с собой свирепое спиртное и смертельные оружие, которые пробудили наихудшие страсти индейца, вызывая в нём месть и алчность, ведь белый человек даже предложил премии за скальпы невинных людей, женщин и детей. Убийство внутри племени было тяжелым проступком, искупление за которое назначалось советом, и часто случалось, что убийца платил за вину собственной жизнью. Он не делал попыток убежать или уйти от правосудия. То, что преступление совершилось в лесной глуши или глубокой ночью и не было засвидетельствовано ни одним человеческим глазом, не имело разницы для его ума. Убийца был всецело убежден, что всё известно «Великой Тайне», и поэтому он непоколебимо держал испытание перед старыми и мудрыми людьми из рода жертвы. Его собственные семья и род никоим образом не могли попытаться извинить или защитить его, но судьи рассматривали все известные обстоятельства, и если оказывалось, что он убил, обороняясь, или вследствие подстрекательства, его могли освободить после тридцатидневного траура в одиночестве. В ином случае ближайшие родственники убитого были уполномочены взять его жизнь; и если они отказывались от этого, как часто случалось, он оставался изгоем рода. Умышленное убийство было редким происшествием до дней виски и пьяных драк, ибо мы – не жестокий и не вздорный народ.
Хорошо помнят, что Вороний Пёс, убивший вождя сиу Крапчатого Хвоста в 1881 году, хладнокровно сдался, был допрошен и осужден судами в Южной Дакоте. После осуждения ему была дадена значительная свобода в тюрьме, какой, возможно, не пользовался ни один белый человек, находящийся под смертным приговором.
Причиной такого его поведения было торжественное дозволение, полученное от его народа почти тридцатью годами ранее, когда Крапчатый Хвост, опираясь на военных, которым он помогал, захватил место вождя. Вороний Пес дал клятву убить вождя, в случае, если тот когда-нибудь предаст или опозорит имя Брюле Сиу. Нет сомнений, что Крапчатый Хвост совершал преступления, и публичные и частные, был виновен в злоупотреблении служебным положением и в грубых нарушениях морали; поэтому его смерть была делом не личной мести, а именно возмездия.
За несколько дней до своей казни Вороной Пёс попросил разрешения посетить дом и попрощаться со своей женой и близнецами-сыновьями, которым было тогда около девяти или десяти лет. Странно говорить, но просьба была удовлетворена, и осужденный человек отправился домой под эскортом помощника шерифа, а сам шериф остался в индейском агентстве, просто предложив своему заключенному сообщить о себе на следующий день. Когда тот не появился в указанное время, шериф послал за ним индейскую полицию. Полиция не нашла его, а жена просто сказала, что Вороной Пёс пожелал ехать в тюрьму один и прибудет туда в назначенный час. Все сомнения исчезли на следующий день, когда пришла телеграмма из Рапид-Сити, в двух сотнях миль оттуда, которая гласила: «Вороной Пёс только что сообщил о себе у нас».
Инцидент привлек общественное внимание к индейскому убийце, и его неожиданным результатом было, что дело повторно открыли и Вороного Пса оправдали. Он всё еще жив, крепкий человек лет семидесяти пяти, и очень уважаем среди своего народа.
Говорят, когда-то, давным-давно, и ложь была у нас уголовным преступлением. Преднамеренный лжец, как считалось, способен на любое злодеяние за ширмой трусливого вранья и двуличия, разрушитель взаимного доверия приговаривался к смерти за всё разом, чтобы зло не могло пойти дальше.
Даже наихудшие враги индейцев, обвиняющие его в вероломстве, кровожадности, жестокости и похоти, не отрицали его храбрость, но в их умах эта храбрость была невежественной, зверской и фантастической. Индеец же считал храбрость наивысшей моральной добродетелью, для него она состояла не столько в агрессивном отстаивании своих прав, сколько в полном самообладании. Истинный храбрец, мы заявляем, не уступает ни гневу, ни страху, ни желаниям и ни мукам; он – всегда хозяин себе; его храбрость поднимается на высоты рыцарства, патриотизма, и настоящего героизма.
«Пусть ни холод, ни голод, ни боль, ни боязнь их, ни клыки опасности, ни сами челюсти смерти не препятствуют тебе в выполнении доброго дела», – сказал старый вождь разведчиков, которые отправились искать бизонов в середины зимы, чтобы помочь голодающим людям. Это было его простодушное понимание храбрости.
V. НЕПИСАНЫЕ СКРИЖАЛИ
Миссионер однажды принялся учить нескольких индейцев истинам своей священной религии. Он рассказал им о создании земли за шесть дней, и о падения наших первых предков, вкусивших яблоко. Учтивые дикари слушали внимательно, а потом, поблагодарив его, рассказали в свою очередь очень древнюю легенду о происхождения кукурузы. Но миссионер открыто выразил свое отвращение и недоверие, сказав негодующе:
«Я поведал вам священные истины, а то, что вы говорите мне – просто небылицы и ложь». «Мой брат, – серьезно ответил оскорбленный индеец, – кажется, тебя плохо обучали правилам вежливости. Ты видишь, что мы, приверженцы этих правил, поверили твоим историям; почему ты отказываешь в доверии нашим?»
У каждой религии есть своя Священная Книга. Наша была смешением истории, поэзии и пророчества, наставления и народного знания, наподобие тех, которые современный читатель находит под обложкой Библии. Эта наша Библия была всей нашей литературой, живой Книгой, засеянной драгоценными семенами наших мудрецов, и прорастающей заново в вопрошающих глазах и на невинных губах маленьких детей. В древней мудрости её поговорок и басен, её мистических и легендарных знаниях, свято сохраняемых и передаваемых от отца сына, была заключена основная часть наших обычаев и философии.
От природы великодушный и восприимчивый красный человек предпочитал веру, где Божественный Дух дышит не только в человеке, – вся созданная вселенная поровну разделяет бессмертную безупречность ее Творца. Богатое воображение индейцы и его поэтический ум закреплял, подобно грекам, за каждой горой, деревом или ручьем своего духа, нимфу и божество, благодетельное или озорное. Герои и полубоги индейской традиции отражали характерное направление его мысли, и он приписывал индивидуальность и волю стихиям, солнцу и звёздам, всей одушевленной или неодушевленной природе.
У сиу Великое Таинственное в истории творения не выведено прямо на сцену и не показано антропоморфно, но величественно остаётся на заднем плане. Солнце и Земля, мужское и женское начала, – основные стихии в его творении, другие планеты второстепенны. Зажигающее тепло Солнца входит в лоно нашей матери Земли, и она немедленно принимает его, давая жизнь и растениям и животным.
Наконец появляется таинственный Иш-на-е-ха-ге, «Перворожденный», он похож на человека, но всё же больше чем человек, он странствует в одиночестве среди звериного народа, узнавая их обычаи и язык. Они созерцали его с удивлением и страхом, поскольку они не могли делать ничего, чего бы он не узнал. Он поставил палатку в центре земли, и не было места, куда бы он не мог попасть.
Наконец, подобно Адаму, «Перворожденный» сиу устал жить один, и создал себе товарища – не супругу, а брата, и не из своего ребра, а из занозы, которую он вытащил из большого пальца ноги! Маленький Мальчик был создан не взрослым, а невинным ребенком, доверчивым и беспомощным. Его Старший Брат был учителем Маленького Мальчика на каждой стадии человеческого развития от младенчества до возмужания, и эти заложенные им правила и советы мы находим в самых древних наших верования и наиболее священных обычаях.
Самым главным среди звериного народа был Унк-то-ми, Паук, самый первый нарушитель спокойствия. Он зорко следил за ростом мальчика в остроумии и изобретательности и посоветовал животным покончить с ним; «ибо, – сказал он, – если Вы не сделаете это, однажды он станет хозяином нас всех!» Но все любили Маленького Мальчика за дружелюбие и игривость. Только чудовища из глубокого моря послушались и взяли его жизнь, скрыв тело в глубинах моря. Однако своей волшебной силой Перворожденный нашел тело брата и дал ему новую жизнь в священной паровой бане, как описано в предыдущей главе.
И снова наш первый предок радостно бродил среди зверей, которые были в те дни могучим народом. Он узнавал их обычаи и язык – у них тогда был общий язык; он учился петь подобно птицам, плавать подобно рыбам, и взбираться устойчиво по скалам подобно горным баранам. Но хотя он был хорошим товарищем и никому не причинял вреда, Унк-то-ми снова посеял раздоры среди зверей, и послания были отправлены во все концы земли, моря и воздуха, чтобы все племена объединились и объявили войну одинокому человеку, которому было предназначено стать их хозяином.
Вскоре юноша обнаружил заговор и пришел домой в сильной печали. Он любил своих друзей-зверей, и огорчился тому, что они объединяются против него. Кроме того, он был наг и безоружен. Но его Старший Брат вооружил его луком и кремневыми стрелами, каменной палицей и копьем. Ещё он подбросил гальку четыре раза в воздух, и каждый раз она становилась утесом или скальной стеной вокруг типи.
«Теперь, – сказал он, – время сражаться и доказать своё верховенство, ибо это они причинили тебе вред, а не ты им!»
День и ночь Маленький Мальчик подстерегал врагов на вершине утеса и, наконец, заметил, что прерия черна от стад бизонов и лосей, собиравшихся на окраине леса. Медведи и волки приближались со всех сторон, и тотчас же с неба Гром издал свой ужасающий военный клич, отвечая долгому волчьему вою.
Барсуки и другие обитатели нор начали сразу подкапываться под скалистую крепость, а скалолазы забирались на её отвесные стены. Тогда впервые на земле был натянут лук, и сотни кремневых стрел нашли свою цель в телах зверей, и каждый раз, когда Маленький Мальчик взмахивал своей каменной палицей, его враги падали бессчетно. Наконец насекомые, маленький воздушный народ, атаковали его, заполняя глаза и уши и, муча ядовитыми жалами и приводя тем его в отчаяние. Он призвал на помощь своего Старшего Брата, и тот приказал ему бить по скалам каменной палицей. Едва Маленький Мальчик поступил так, искры огня сразу полетели на сухую траву прерии и разожгли пламя. Сильный дым поднялся и прогнал назойливый рой насекомых, а огонь испугал и рассеял всех остальных.
Тогда впервые разделились пути человека и звериного народа, и когда животные запросили мира, было заключено соглашение, что впредь они должны всегда снабжать человека мясом для еды и шкурами для одежды, пусть даже они достанутся ему в трудах и опасности. Маленькие насекомые отказались идти на любые уступки, и с тех пор стали мучителями человека; однако, птицы в небе объявили, что накажут их за упрямство, и делают это до сего дня.
Наши люди всегда утверждали, что именно первый человек пользовался в своем сражении со зверями теми каменными стрелами, которые находят по всей стране. Ни в наших традициях, ни тем более в памяти наших стариков не отмечено, чтобы мы когда-либо делали или использовали подобные наконечники стрел. Некоторые пробовали пользоваться ими, чтобы стрелять рыбу под водой, но с небольшим успехом, и они совсем бесполезны для индейского лука, который был в употреблении, когда открыли Америку. Возможно, они были сделаны какой-то доисторической расой, которая пользовалась более длинными и сильными луками и работала с камнем, чего не делал наш народ. Их каменные орудия были просто булыжниками или кремневыми осколками, которые с помощью шлифовки подгонялись к деревянным или кожаных рукояткам. Только трубки вырезались из черной мягкой породы, которая добывалась самой первой, потому что легко обрабатывалась наиболее примитивными инструментами. Фактически все кремневые стрелы, которые мы видим в музеях и в других местах, были подняты или вырыты из земли, а некоторые продавались непорядочными индейцами и другими людьми, которые врезали их в дерево и кость.
В нашей религии не было ни дьявола, ни ада, пока белый человек не принес их нам, но всё же Унк-то-ми, Паук, был, несомненно, сродни тому старому Змею, кто искусил мать Еву. Он всегда описывается как хитрый, коварный, и одновременно любезный и очаровательный, не без дара остроумия, пророчества и красноречия. Он – ловкий фокусник, способный принять почти любую форму по желанию, и невосприимчив к насмешкам и оскорблениям. Как представляется, мы имеем здесь элементы истории Книги Бытия; первобытный Рай, искуситель в звериной форме, и появление на земле горя и смерти через первородные грехи зависти и ревности.
Предупреждение истории о Унк-то-ми всегда с успехом использовалось индейскими родителями, и особенно бабушкой и дедушкой, когда они поучали детей. Ишн-на-е-ча-ге, с другой стороны, был полубог и мистический учитель, кто должен был ввести первого человека в его заботы и радости на земле.
После сражения со зверями последовала битва со стихиями, которая в какой-то мере параллельна ветхозаветной истории потопа. В этом случае целью, кажется, было уничтожить злой звериный народ, слишком многочисленный и сильный для одинокого человека.
Легенда сообщает нам, что с началом ливня Перворожденный посоветовал младшему брату сделать себе тёплую палатку из бизоньих шкур, и заготовить много еды. Едва он так поступил, начался снегопад, и снег падал непрерывно в течение многих лун. Маленький Мальчик сделал себе снегоступы, которые позволяли ему легко охотиться, тогда, как животные убегали от него с трудом. Наконец, волки, лисы и вороны пришли к его двери попрошайничать, и он помог им едой, но много самых свирепых диких животных умерли от холода и голода.
Однажды, когда появились голодные, снег стал выше верхушек жердей типи, но огонь Маленького Мальчика горел в яме открыто и ясно. Они заглянули в эту яму и увидели, человек растер пепел на своем лице по совету Старшего Брата, и они оба легли тихо и неподвижно вокруг костра.
Тогда лис затявкал, и ворон карканьем рассказал об этом бродящим племенам, и все сказали с радостью: «Теперь они оба умирают или мертвы, и у нас больше не будет хлопот!» Но появилось солнце, и теплый ветер растопил сугробы, так что край был затоплен. Юноша и его Учитель сделали каноэ из коры березы, которое плыло по водной глади, тогда как из животных спаслись лишь немногие, оказавшиеся на самых высоких пиках.
Юноша победно прошёл через разные суровые испытания его мужественности. И однажды Старший Брат обратился к нему: «Ты победил звериный народ и противостоял силе стихий. Ты подчинил землю своей воле, и, тем не менее, Ты один! Настало время отправиться и найти женщину, которую ты сможешь полюбить, и с её помощью продолжить свой род».
«Но как я сделаю это? – ответил первый человек, который был только неопытным мальчиком. – Я здесь один, как Вы говорите, и я не знаю, где найти женщину или супругу!»
«Иди вперед и ищи её», ответил Великий Учитель; и сразу же юноша отправился в странствия на поиски жены. Он понятия не имел, как ухаживать, поэтому первое ухаживание было со стороны милых и кокетливых девушек из племен Птиц, Бобров и Медведей. Несколько трогательных и причудливых историй любви богатое воображение индейца вплело в эту старую легенду.
Говорят, например, что в своем первом лагере Маленький Мальчик построил себе жилище из зеленых веток посреди леса, и в нём его мечты были прерваны голосом из глуши. Голос этот был неотразимо и глубоко сладостным. Словно по волшебству душа юноши дрогнула, чего никогда не бывало с ним прежде, ибо этот призыв утонченной нежности и обольщения был голосом вечной женщины!
Нет комментариев