...Самолет быстро набирал высоту и скорость. Перелетев через невысокую скальную гряду, я увидел раскинувшуюся до самого горизонта гладь воды, в которой отражалось ярко- синее небо. Легкий северо- восточный ветер гнал невысокие волны к берегу. Они с каким -то непреодолимым упорством били по черным скалам, разбрасывая сверкающие на солнце брызги.
У моря свои законы. Ветер над морем это вам не ветер на берегу! Каждое утро он расчесывает гребни волн и расставляет их по ранжиру, как заботливый, но строгий старшина молодых матросов - новобранцев. Но не это главное. Раскинувшаяся до самого горизонта вода, дарит ни с чем не сравнимое ощущение свободы.
Под крылом самолета было холодное Баренцево море. Лучи северного солнца, плескались в его воде, переливаясь всеми цветами радуги.
Стоял хороший день, по голубому небу, радуясь весеннему теплу, с криком беспорядочно носилась огромная стая чаек.
Мы уже набрали нужную высоту, когда в наушниках раздался голос штурмана:
- Левее 0-05 от курса наблюдаю караван судов!
Я довернул машину влево. Почти у самого горизонта были хорошо заметны быстро увеличивающиеся черные точки. Точно, караван! Идут в кильватерном строю. Справа и слева корабли охранения. Мы подлетели ближе и я ясно увидел на флагштоке первого корабля красное знамя со свастикой.
- Трофимыч, доложи их координаты "Первому" - Я развернул самолет и стал снижаться.
В принципе задачу мы выполнили. Засекли вражеский караван и сообщили его координаты на КП нашего полка. Дальше в дело вступают торпедоносцы, а нам остается только вернуться в свою родную бухту.
Но уйти просто так? Ну уж нет!
- Приготовится к бомбометанию! - Я перешел на бреющий полет.
Подо мной стремительно проносились корабли каравана.
Крылатую машину тряхнуло. Под крыльями раскрылись кассеты и на вражеский корабль посыпались маленькие осколочно -фугасные бомбы.
- Есть попадание! - Спокойный голос штурмана снова возник в моих наушниках.
Я развернул самолет, собираясь сделать второй заход.
- Мессеры на хвосте! - Встревоженно крикнул стрелок -радист.
Я завалил самолет влево и увидел у себя на хвосте пару "мессершмитов 109". Это уже серьезно! Разведка утверждала, что у немцев здесь мало самолетов, особенно истребителей. Видать, не доглядели.
Нужно было срочно уходить. Позади раздался стрекот пулемета. Наш стрелок, пытался отбить атаку истребителей. Но я понимал - шансов у нас мало. Наш гидросамолет не предназначен для воздушного боя, слабое вооружение, да и скорость не та!
Внезапно я увидел, как правое крыло разорвала пулеметная очередь, разбрасывая в разные стороны обломки фанеры. Все-таки достали , сволочи! Но самолет продолжал слушаться руля!
Я вплотную прижался к морю, поплавками почти касаясь волн. Мессерам сложно атаковать на такой высоте, да и солнце им в глаза. Может уйдем?
Мы приближались к берегу, когда над нашими головами стремительно пронесся вражеский истребитель, но Вася -стрелок успел врезать из пулемета по его беззащитному брюху. Было видно, как пулеметная очередь вспорола обшивку, разбрасывая обломки фюзеляжа. Мессер покачнулся, теряя высоту и от него повалил черный дым. Пули перебили рулевые тяги и самолет несло прямо на скалы.
Через несколько секунд раздался взрыв и на черной скале вспыхнул огненный цветок! Я хорошо видел, как мессер развалился на части и его обломки рухнули на мелководье.
Я знал эти места, поэтому принял вправо и юркнул в проход между скалами. Какое -то время мы продолжали лететь на сверхмалой высоте, прячась в рельефе. Но второму мессеру было уже не до нас. Он отвернул от берега и вернулся к каравану.
Я потянул штурвал на себя и морской ближний разведчик снова стал набирать высоту. Под нами была тайга. Странно! Насколько я помнил, от бухты, где мы базировались, до моря, леса не было!
- Штурман, уточните наши координаты? - Я посмотрел на Трофимыча.
Тот поднял голову и в моих наушниках раздался его настороженный голос.
- Навигационные приборы не работают! - Он ошеломленно смотрел на меня.- Компас, как взбесился!
- Свяжись с "первым"! - Я попытался сориентироваться по солнцу.
Когда мы вышли к морю оно было у нас слева. Стало быть, сейчас должно быть справа.
Я повернул голову. Небо затянуло тучами и солнца вообще не было видно. Сверху нависали угрюмые серые облака.
Внизу по -прежнему проносилась сплошная размытая бело- зеленая масса.
Я заложил вираж, легонько тронув штурвал. Гидросамолет накренился, показалось , что серое небо опустилось ниже, грозя прижать машину к земле.
Связи с КП полка не было. В наушниках ничего не было слышно, кроме треска.
Самолет тряхнуло – воздушная яма. Сердце на миг замерло, провалившись в желудок. В услышал, как матерится штурман…
Началась болтанка – но вскоре прекратилась. Я прикинул, что мы пролетели уже приличное расстояние и давно должны были быть на базе. Поглядел вниз. Сплошное зеленое море хвои.
Впереди показались горы, укутанные снегом. Я поднял машину выше. Мгла вокруг сгущалась, но приходилось лезть вверх… Стрелки навигационных приборов словно взбесились! Я не пытался что -то осмыслить – летим, не падая, и ладно.
Хватит, пожалуй, лезть за облака. Я снова перешел на горизонтальный полет. Сжимая штурвал, выровнял машину. Мы, по прежнему, летели неведомо куда! Я, поглощенный маневрированием, практически не смотрел на приборную панель, все равно не понимал положения стрелок приборов.
Самолет снова летел над зеленой тайгой, кое-где прерывавшейся белыми пятнами березняка. Блеснула ниточка неширокой реки.
И в этот момент двигатель заработал с перебоями. Я посмотрел на приборы, горючее еще было, почти половина бака. Может бензопровод забило?!
Двигатель несколько раз чихнул и окончательно заглох.
Впереди мелькнула полоска воды. Я не знал, что это, река или озеро. Но выхода не было, нужно было садится.
...Стремительно приближалась водная поверхность и, наконец, самолет плюхнулся в воду и его по инерции протащило несколько десятков метров. Я в душе молился всем известным Богам, чтобы мы не налетели на камни или корягу. Наконец штурман отдал носовой якорь и нас по инерции развернуло. Натянулась якорная цепь и летающая лодка остановилась. Наступила тишина
Я открыл фонарь кабины и отстегнул ремни парашюта...
...Я вылез на крыло с любопытством осматривая место, куда нас занесло. Самолет находился в закрытой с двух сторон скалами, бухте. Прямо перед нами к самой воде подступал еловый лес. Для меня это было не в новинку, только разве что ели, показались мне более пушистыми, чем те, которые я видел раньше. Но, все равно, что- то было неправильно в этом лесу! И тут, наконец, я понял, на нескольких деревьях, склонивших к воде свои ветви, были черные листья! Я с удивлением смотрел на эти листья, пока меня не окликнул штурман.
- Я пытался определить наше местонахождение, но гирокомпас не работает! - Трофимыч с такой горечью произнес эту фразу, что я обернулся.
- Не паникуй! По любому, мы на своей территории. Немцы так далеко от берега не залетают! - Я старался говорить спокойно и убедительно. - Попробуй сориентироваться по часам и Солнцу.
- Ну и где мы? - Подал голос стрелок выбираясь из своего кокона. По всему, его совсем не волновало наше местоположение.
В этот момент на берегу что- то затрещало. Казалось, что кто-то пробирается через бурелом к воде.
Стрелок юркнул на свое место и развернул турель с пулеметом стволом к берегу.
Мы с штурманом замерли, прислушиваясь. Треск усиливался и вскоре на узкий каменистый пляж выбрался огромный олень с ветвистыми рогами. Он зашел по колено в воду и начал жадно пить.
И тут я увидел, что по направлению к берегу, прямо напротив того места, где утолял жажду олень, под водой мелькнула огромная тень.
Я толкнул штурмана, чтобы обратить его внимание. Казалось, олень ничего не замечал, наклонившись головой к воде.
Вдруг из воды показалась огромная пасть с рядами острейших клыков. Зверь, похожий на громадного крокодила схватил жертву за голову и потянул на глубину. Олень бил ногами по воде, но это уже была агония. Несколько мгновений и неизвестный хищник утащил животное под воду, оставив на поверхности разбегающиеся в разные стороны волны.
Я машинально расстегнул застежку, пришвартованной к правому боку кобуры с трофейным "Вальтером" и застыл в оцепенении...
- Нужно посмотреть двигатель. - Подал голос штурман.
Я понял, что он смертельно напуган и хочет побыстрее улететь из этого "райского" местечка!
Ни слова не говоря, я взобрался на кожух двигателя, нависший над кабиной пилотов. Привычно открутил "барашки" винтов, снял защиту и стал проверять бензопровод. Часть латунной трубки ведущей из бензобака к карбюратору была обломана. Поэтому горючее перестало поступать в двигатель. Остальное, вроде, в норме. Я вытащил из кармана изоленту и основательно прикрутил концы трубки между собой. Тот еще ремонт , но до базы должны дотянуть!
Когда я спустился на крыло, почувствовал на себе чей-то, горящий ненавистью, взгляд! Покрутив головой, увидел, как метрах в десяти от самолета из воды, как перископы, торчат два глаза и в упор смотрят на меня. По моей спине пробежал холодок. Пока я пробирался к кабине, глаза исчезли.
- Трофимыч! Включи гидролокатор! - Крикнул я, плюхаясь на свое место.
Штурман удивленно посмотрел на меня но щелкнул тумблером.
- Неопознанная цель. Влево 30-02, дальность 150 метров!
- Принял! - Раздался в моих наушниках голос стрелка, поворачивающего турель с пулеметом.
- Неизвестная цель движется в нашу сторону! - Снова доложил штурман.
"Вот же, сука! Эта тварь сделала круг и сейчас атакует наш самолет. Сожрать не сожрет, но крылья может отгрызть! Тогда не взлетим! " - мгновенно пронеслось у меня в голове.
На автомате я щелкнул тумблерами, включая и тумблер аварийного сброса якоря и вдавил в приборную панель кнопку запуска двигателя. Двигун пару раз чихнул и заревел, готовый к взлету. Я потянул штурвал на себя и, не закрывая кабину, погнал самолет к противоположному берегу. Нужно было набрать расстояние для взлета.
- Цель увеличила скорость! - Доложил штурман.
Ничего, успеем. Я развернул машину возле самого берега, едва не зацепив хвостом большой валун, торчавший из воды.
Двигатель заревел еще сильнее. Самолет помчался рассекая волны. Вот уже поплавки в воздухе, воды касается только днище. Ну, ну, давай "корова" не подведи! Мысленно заклинал я машину, до конца выбрав штурвал на себя...
- Оно под нами!!! - Штурман уже кричал.
В этот момент самолет оторвался от воды и стал медленно подниматься в воздух. Я посмотрел в прозрачный пол кабины и увидел, как из воды, стараясь схватить ускользающую добычу, выпрыгнула зубастая, оскаленная морда, в холостую щелкнув клыкастыми челюстями.
- Хрен тебе! - Заорал я, поднимая крылатую машину над бухтой. Ну, сука, держись!
- Приготовится к бомбометанию! - Приказал я, заложив круг над лесом.
Снова под нами вода В её толще, почти у самой поверхности, была видна быстро скользящая тень. Я перешел на бреющий и нажал кнопку сброса смертельного груза.
Самолет качнуло и вниз устремились осколочно- фугасные бомбы .
- Есть попадание! - Доложил штурман.
Я снова развернулся и снизившись, понесся над озером. Почти на самой его середине, на волнах, брюхом к верху, качалось огромное чудовище, отдаленно напоминающее крокодила...
... Я выровнял самолет. Внизу проносилась темно- зеленая тайга, изредка отражая солнечные лучи глазами маленьких речек и озер. Я держал курс на юго-запад, стараясь держатся русла Эли. По моим подсчетам вскоре должен был появится поселок Хатанга. А там я уже знал маршрут до базы...
Продолжение будет...
...Солнце уже клонились к горизонту, когда я увидел родную бухту. Сделав круг я аккуратно приводнил машину и медленно подогнал её к причалу. Пропеллер еще вращался, когда я, отбросив фонарь кабины, выбрался на крыло. По воде гуляла невысокая волна, слегка раскачивая летающую лодку. За мной, подтянувшись на руках, показался штурман, быстро перепрыгнул на причал и с помощью швартовочного каната закрепил гидросамолет.
Странно, никто к нам не спешил. Нет привычных техников, которые всегда после полета бросаются на самолет словно муравьи. Я уже засомневался, туда ли мы прилетели! Да нет, все в порядке. Под горой сложенное из плавника здание штаба полка, укрытое массетью. Чуть дальше столовая и общежитие летчиков, по самую крышу зарытое в землю. Весна на севере поздняя, но снег уже почти сошел, и темные проплешины дымились легким паром, словно земля отходила после бани. Интересно, где все? Может в кино, очередную "американку" смотрят?
Ага, вон и штабной "Виллис"! Автомобиль, прыгая по кочкам, подрулил к причалу. За ним, со скрежетом, припарковалась полуторка, из которой почти на ходу выпрыгнули трое бойцов в фуражках с васильковыми тульями. Из "Виллиса" не торопясь вышел майор Ребров, особист полка. Странно, вернулись мы почти вовремя, самолет цел, экипаж в наличии. Чем вызвана такая "радушная" встреча?
Я осторожно спустился на причал по жиденькой доске с наколоченными поперек планками и неспеша пошел навстречу бегущим солдатам.
Запыхавшийся сержант передернул затвор ППШ и крикнул:
- Оружие на землю, руки за голову!
Вот так встреча! Спорить в таких случаях бесполезно, поэтому я аккуратно вытащил трофейный "вальтер" и медленно положил на некрашеные доски причала. Потом послушно сцепил пальцы на затылке. То же самое проделал и штурман..
Когда нас вели к машине я краем глаза видел как солдаты выковыривали из кабины стрелка-радиста...
...Через полтора часа хмурый сержант проводил меня в штаб полка.
Допрос вел майор Ребров и незнакомый усатый мужчина в черном кожаном реглане, придерживающий рукой фуражку с морской кокардой в золотом ободке. Под плащом знаков различия не было видно, но судя по тому, как с ним держался Ребров, это была "важная птица"!
Майор начал незатейливо.
- Рассказывай, капитан, где болтались столько времени? - Ребров закурил и бросил потухшую спичку в пепельницу, сделанную из немецкой мины.
- Что значит , болтался? Мы выполнили задание, выявили немецкий конвой и передали его координаты в штаб полка. Потом сбросили несколько бомб и накрыли транспорт. - Я старался говорить спокойно. - На обратном пути нас атаковали мессершмиты. Нам удалось один сбить и уйти. По дороге домой отказал двигатель и пришлось совершить аварийную посадку. После того, как починили бензопровод вернулись на базу.
Незнакомец встретился глазами с майором. Тот едва заметно кинул.
- Почему не доложили о поломке двигателя? - Ребров сделал глубокую затяжку.
- Не было связи с базой. - Не раздумывая ответил я.
Я не стал рассказывать про неизвестную бухту, странный лес и живущего там гигантского оленя. И уж тем более про напавшее на нас чудовище. Слишком фантастично это выглядело из кабинета особиста!
Майор задал еще несколько вопросов и выразительно посмотрел на усатого незнакомца.
Странно, меня допрашивают уже почти час, а протокол допроса не ведется.
- Уведите! - Громко сказал Ребров кому- то за моей спиной.
...Я прилег на дощатые нары. Мне было непонятно, почему завертелась это круговерть вокруг нашего возвращения. Летали мы над своей территорией. Посадку совершили то же в здешних местах. В чем же проблема?
На следующий день тот же сержант отвел меня в штаб.
На этот раз усатого не было. Ребров долго курил, бросая на меня странные взгляды. Наконец разродился.
- Мы допросили остальных. Они подтверждают твои слова.- Майор затушил сигарету. - У нас нет оснований тебе не верить. Тем более я знаю тебя с начала войны. Будем считать произошедшее недоразумением.
Он протянул мне лист бумаги.
- Подпиши . Это подписка о неразглашении. - Ребров улыбнулся кончиками губ. - Очень за тебя ходатайствует командир полка...
Я был рад, что все так закончилось. Но что- то тревожило меня, что- то я упускал все это время. Когда вернулся в общежитие на глаза попался отрывной календарь, на котором значилось 12 мая. И тут меня словно тряхнуло. Мы вылетели на разведку пятого, сегодня стало быть должно быть шестое. Но календарь упорно настаивал на своем. Двенадцатое мая! Мне стало, понятно почему нас так встретили, мы вернулись на базу через неделю!..
...Вечером мы собрались с ребятами. Стрелок Вася раздобыл у поваров две поллитровки. К нам присоединился лейтенант Мокин, наш техник. Он прокуренным ногтем сколупнул сургуч с бутылки и, стукнув по донышку широкой, как весло, ладонью, вышиб пробку. Осторожно разлил водку по зеленым эмалированным кружкам.
Мы сидели попивая огненную воду практически молча. Война отучила от шумных веселых застолий и пустых разговоров...
...Через две недели меня направили на курсы летчиков- истребителей. Американцы поставили нам по ленд -лизу аэрокобры. И в Подмосковье были организованы курсы, где в ударном темпе учили летать на заморских машинах. Уже на пути в Чкаловское меня догнал приказ о награждении орденом.
Своих ребят я больше не видел. Штурман Трофимыч погиб зимой, а стрелок -радист Вася стал летать на торпедоносце. Во время одного из боевых вылетов их самолет сбили. Из экипажа не выжил никто.
После курсов меня отпустили домой в отпуск на двадцать дней. Я почти полтора года не виделся с женой и матерью..."
#авторскиерассказы
Комментарии 1