Лето целого века». Прослушал ее во время своей ежедневной ходьбы по 12 километров.
Конечно, непростительно, что с таким опозданием – книга вышла в 2012 году и переведена более чем на 20 языков. Есть одна курьезная причина. Когда хотел было приступить к ней, то на глаза попалось предисловие с такими словами: «это замечательное произведение, адресованное всем умным людям, живущим на нашей планете» и «всем интеллигентным людям нужно прочитать эту книгу».
Правда, там еще были и другие определения: «книга – оксюморон» и «роман оказался трендсеттерским». Возможно, там было «транссеттерским», уже не помню, но тогда мой интерес пробудился бы скорее.
Получил огромное удовольствие. Дело не в «умности» и/или «интеллигентности», просто для такого эффекта желательно любить европейскую культуру начала XX века, особенно изобразительное искусство и литературу, и немного музыку, во всяком случае, понимать, кто такие Густав Малер, Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский.
Когда-то Ваш корреспондент был весьма увлечен этим периодом. Собственно, большинство героев книги – персонажи моих постов в предшествующие 15-16 лет. Позволю цитату из книги:
«Всюду в 1913-м искусство стремится сбежать в абстракцию. Кандинский в Мюнхене, Робер Делоне и Франтишек Купка в Париже, Казимир Малевич в России и Пит Мондриан в Голландии – каждый стремится своим путем избавиться от причастности к реальному. А тут еще этот юный, воспитанный, сдержанный молодой человек в Париже – Марсель Дюшан, внезапно расхотевший рисовать.»
А уж про «Невесту ветра» Оскара Кокошки я написал первый пост еще до публикации книги «1913. Лето целого века». Тем не менее, прочитал довольно много нового для себя.
Есть и другая причина интеллектуального наслаждения от документального романа немецкого публициста и писателя, культуролога и издателя Флориана Иллиеса (Florian Illies, род. в 1971).
Если посмотреть на карту мест моих путешествий по Западной Европе, то станет понятно: многие из них упоминаются в книге, как место действия. В первую очередь, разумеется, музеи, например, мюнхенские пинакотеки и Ленбаххаус, миланская пинакотека Брера, венские Бельведер и Шёнбрунн.
Кстати, обычно визитной карточкой книги является история о том, как 23-летний Гитлер и 34-летний Сталин в первые месяцы 1913 года гуляли по аллеям парка Шёнбрунн в Вене. Они оба жили неподалеку. Один писал акварели, а другой – статью о национальном вопросе.
А мимо проезжал 20-летний Иосип Броз Тито, механик в автомастерской. Он нарезал круги по Рингштрассе, тестируя отремонтированные автомобили.
Их тогда звали несколько иначе, как Вы помните. Вообще, этот художественный прием не является новым. Вот сидел я как-то в 2013 году в знаменитой мюнхенской пивной «Хофбройхаус» с шестой литровой кружкой превосходного пива и рассказывал жене, что тут еще Вольфганг Амадей Моцарт любил пропустить бокальчик.
А Владимир Ильич Ленин с Надеждой Константиновой Крупской вполне мог оказаться за одним столом с Адольфом Гитлером. Надежда Константиновна оставила дневниковые записи о посещении пивной. Гитлер и вовсе основал в «Хофбройхаусе» свою партию.
Однако, меня восхитил удивительный калейдоскоп событий из жизни выдающихся представителей европейской культуры на пороге новой эпохи.
Чтобы те, кто не читал, могли на секундочку лишь представить масштаб калейдоскопа, в общем-то, не очень толстой книги, приведу только часть имен выдающихся людей, чьи судьбы сплетены в документальном повествовании:
Томас и Генрих Манны, Франц Кафка, Райнер Мария Рильке, Марсель Пруст, Герман Гессе, Бертольд Брехт, Дэвид Лоуренс, Вирджиния Вулф, Габриэле Д`Аннунцио, Гертруда Стайн, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Георг Тракль,
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрнст Юнгер, Альберт Швейцер, Освальд Шпенглер, Альберт Эйнштейн.
Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Густав Климт, Эгон Шиле, Август Маке, Пауль Клее, Франц Марк, Казимир Малевич, Эдвард Мунк, Габриэла Мюнтер, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Отто Дикс, Отто Мюллер, Георг Гросс, Карл Шмидт-Ротлуф, Ловис Коринт, Куно Амье, Макс Либерман, Макс Пехштейн, Макс Бекман, Джорджио де Кирико, Марсель Дюшан, Жорж Брак, Хуан Грис, Огюст Роден, Камилла Клодель.
Рихард Вагнер, Арнольд Шёнберг, Луи Армстронг.
А еще те, кого упоминал выше. И еще под сотню имен, просто я спекся.
Все они создают причудливый, изысканный орнамент Матушки Истории.
Для иллюстрации в следующем посте заново, но кратко, перескажу трагедию отношений колдуньи Альмы Малер, вдовы композитора Густава Малера, и сумасбродного художника Оскара Кокошки. Про «Невесту ветра» будет пост.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев