Им был прекрасно известен и достаточно широко применялся металлический пластинчатый панцирь, не говоря уже о доспехе из твёрдой и мягкой кожи. Что же касается производства доспехов кочевниками, которые, по убеждению многих исследователей, якобы были не способны сами изготовлять их в широком масштабе. Пример скифов, в чьих погребениях найдены сотни доспехов, сяньби (одних из предков монголов), чьи скульптурные изображения латников на бронированных конях заполняют погребения в Северном Китае, наконец, тюркских племён, донесших в середине I тыс. оригинальный ламеллярный доспех, в том числе и конский, до Центральной Европы – всё это говорит о том, что кочевники при наличии необходимости вполне могли произвести достаточное количество доспехов из металла, не говоря о кожаных.
Кстати, этиологическая легенда монголов (как и тюрок) характеризует их именно как железоделов, их самый почётный титул – дархан, как и имя основателя державы – Темучин, означают мастеров железного дела. Отмечено в законах и производство панцирей в степных условиях: «Ежегодно из сорока кибиток две должны делать латы, если не сделают, то оштрафовать конём или верблюдом». Позже, спустя почти 100 лет, на озере Тексел из местной руды, которую ойраты издавна сами добывали и в лесу плавили в горнах, они получали железо, делали сабли, панцири, латы, шлемы. В условиях кочевого хозяйства и кочёвок простые виды доспехов изготовлялись и неквалифицированными работниками, сложные – профессиональными мастерами, которых было достаточно много и каким в эпоху Чингисхана был, скажем, странствующий кузнец Жарчиудай-Эбуген, спустившийся к хану с горы Бурхан-Халдун.
Пластинчатый железный доспех воинов Монгольской империи Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают восемь маленьких отверстий и вставляют внутрь три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам, и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают через отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень, а после связывают всё по кускам так, как сказано выше. И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них своё лицо».
***
Пластинчатый доспех использовался монгольскими воинами в XII-XIV веках, наиболее распространённый тип доспеха «хуяг» часто имел пластинчатую структуру. С начала XV века полосы стали не сплетать друг с другом относительно тонкими шнурами, как в ламелляре, а крепить более надёжно – заклёпками к кожаным ремням, идущим внутри доспеха. Кольчугане является исконно монгольским доспехом. Тем не менее, в Центральной Азии – Восточном Туркестане, Алтае, в Прибайкалье – она известна уже с середины I тыс. н.э. Сюда, как и в Китай, она попадает в то время из Средней Азии, где была весьма популярна. Трудно сказать, сумели ли степняки Центральной Азии освоить изготовление кольчуги, как это сделали их южные соседи. Во всяком случае, золотоордынские воины, по преимуществу кипчаки, остались верны традиции – среди доспехов, найденных в погребениях XIII-XIV веков на территории от Днестра до Урала, преобладают кольчуги.
Трудно сказать, каким словом обозначали монголы кольчугу, скорее всего, как и любой доспех из твёрдого материала, они называли её «хуяг». Кольчуга, хотя и изготовлялась из железа, была, благодаря своей структуре в сущности мягким доспехом и, как таковая, иногда надевалась под пластинчатый хуяг. Что касается боевых качеств монгольских панцирей, то, хотя они и не дошли до нас в целом виде, судить о них можно по более поздним аналогам, хранящимся в музеях. Пластинчатый железный «халат» весит около 16,5 кг, т.е. примерно в 1,5-2 раза тяжелее кольчуги. Надевается он легко, без посторонней помощи, вес его, будучи распределён по телу, не очень ощущается даже при отсутствии навыка ношения.
Этот панцирь совершенно не сковывает самых сложных и резких движений и поворотов, в чём не уступает кольчуге, но броня его, пластинки которой достигают толщины около 1,5 мм, везде лежат в два – четыре слоя и свободно висят на ремешках, отличается максимально высоким защитным качеством, далеко превосходя кольчугу. В процессе реконструкции панциря выяснилось, что профессиональной подготовки требует только изготовление железных пластинок; плетение, при некотором навыке, доступно любому. При обрыве ремешков пластинки не выпадают, держась на других, целых, поэтому починить доспех очень легко. В Исторических музеях имеются разделы, посвящённые военному делу кочевников Великой степи. По представленным экспонатам можно сказать, что кузнецы, изготовлявшие такие доспехи, были искусными мастерами, владеющие всеми необходимыми технологиями для вооружения своих воинов.
***
Материал со страницы сообщества vk.com «Kurultai ᠺᠦᠷᠦᠯᠲᠠᠢ ᠨᠥᠮᠠᠳ» https://vk.com/kurultai_nomad
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев