Сагырбаеву
Музыка Курмангазы живёт в душах людей
«Сагырбаев - редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины», - писал казачий старшина, журналист Н.Ф. Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» за 27 октября 1868 года. Однако Курмангазы, не имевший письменную грамотность, затем был признан гением и в музыкальном олимпе, и общественном строю.
Всё это неспроста. Знаем же, имена многих знаменитых людей овеяны легендами, тайнами, граничащими порой с мистикой. И Курмангазы Сагырбаев, великий казахский композитор, не исключение. Я слышал много сказаний о нём. Помню первое из них. Ещё в детстве слышал: если человек захочет стать домбристом, то он должен заночевать на могиле кюйши, тогда его аруах (святая сила) во сне посетит его и вселит ему необходимые качества музыканта. Наверное, так делали люди неспроста. Может быть, и в правду его аруах ощущаем, действен? А ведь все события, происходящие при его жизни и после смерти, характерны для неординарной личности - святого: он был гоним богачами, но любим народом; воспевал свободу, но не понят властями; был неграмотным, но музыку его посчитали совершенным. Проходят годы, и он признаётся великим в своём ремесле, изучается его творчество, имя увековечивается.
Небольшое отступление. Как-то в 2018году на заседании совета Астраханской региональной общественной организации казахской культуры «Жолдастык» произошел спор. Один из руководителей общества предложил о необходимости отметить 200-й день рождение композитора...
- Как, ведь грядёт 195-летие! - высказался я.
- В интернете указано, что он родился в 1818 году, да и Казахстан собирается отметить 200-летие кюйши.
- Да посмотрите на мавзолей, там же высечены даты - 1823 – 1896. Это ведь признанные Национальной академии наук Казахстана годы его жизни, да и пять лет назад мы с вами праздновали 190-летие композитора…
Тогда на заседании совета не пришли к общему мнению, отложили разговор. Видимо, эту тему позже подняли и в высоких кругах власти, где и решили отметить именно 195-летие композитора, но скромно. Как рассказывал руководитель одного из районных филиалов АРОО казахской культуры «Жолдастык», его просьбу установить в день праздника во дворе РКЦ юрту с казахской атрибутикой (так раньше делали на национальных праздниках) районное руководство отклонило, выделив только артистов для участия на концерте. Решили уменьшить затраты.
И вдруг 26 сентября неожиданно для всех президент страны В.В. Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Астраханской области С.П. Морозова, человека со стороны. 28-го (пятница) он вступил в должность и выразил желание участвовать на празднике по случаю юбилея композитора. Тут машина власти закрутилась и 30 сентября во дворе РКЦ стояли много юрт, различные выставки, экспозиций из районов области. И праздник прошел хорошо. Я невольно подумал: неужели аруах Курмангазы проявил себя? А ведь новый губернатор мог прийти в область в начале октября или не проявить желание посетить праздник в выходной день.
О датах его жизни. Есть три варианта. Музыковед, академик Ахмет Жубанов называет его годы жизни - 1806-1879, а историк Исатай Кенжалиев - 1818-1889. Эти даты до сих пор приводятся в некоторых энциклопедиях, журнальных статьях, на сайтах интернета. А вот Максот Жолжанов, краевед, учитель истории из села Ганюшкино (Курмангазинский район Атырауской области Казахстана), выпускник Астраханского пединститута, устанавливает в начале 90-х годов новую дату рождения К. Сагырбаева – 1823 год. Его предложение затем принимается за истину специальной экспертной комиссией, созданной Национальной академии наук Казахстана.
Что заставило М. Жолжанова заниматься изучением жизнедеятельности композитора? Внутреннее предчувствие. Как историк он задался вопросом: если Курмангазы было 18 или 30 лет в период народного восстания под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1837 гг. на Западным Казахстане, то почему он с бунтарским духом остался незамеченным среди восставших, не преследован затем полицией? (О восстании он сочиняет только кюй «Кешкентай»). Или он с возрастом не вышел? Последний вопрос особо занимал Максота Кумаровича. Он скрупулёзно изучал воспоминания родственников и земляков композитора (в частности, сын Кубаш свидетельствовал А. Жубанову, что на могильной плите неверно указана дата смерти отца), арабскую вязь на памятнике и пришёл к мнению, что Курмангазы родился гораздо позже, чем ранее установлено. Однако его гипотеза всерьёз не воспринималась историками-музыковедами.
Однажды, в 1994 году, М.К. Жолжанов увидел на пароме возле села Котяевка автомашину с глыбой мангышлакского ракушечника и узнал от водителя, что груз везёт в Алтынжар, на строительство мавзолея Курмангазы. Жолжанова словно током ударило: неужели на этом камне будут высекать неправильные даты жизни великого человека?! И что-то толкнуло его отправиться в Астраханский государственный архив искать следы Курмангазы в документах. И вот удача: на второй день поиска среди бумаг Максот Кумарович обнаруживает рапорт смотрителя красноярского тюремного замка Сусленкова прокурору Астраханской губернии за 1882 год. К нему были прикреплены ведомости заключенных за каждый месяц. В списках за февраль - апрель был зафиксирован Курмангазы Сагырбаев, 59 лет, осужденный 30 января мировым судьёй Красноярского уезда за конокрадство на 3 месяца… Простой арифметический расчет показывает, что К. Сагырбаев родился 1823 году. Это было уже весомым дополнением к его версии. Успел-таки сельский учитель достучаться до больших ученых и на мавзолее, построенном в 1996 году, вывели - «1823 – 1896»! Обратите внимание: ровно через 100 лет справедливость восторжествовала. Не случайно. Более того, на открытие мавзолея приехали председатель правительства России В.С. Черномырдин и президент Казахстана Н.А. Назарбаев.
Курмангазы хорошо знало население Букеевской орды с молодых лет. Сын бедняка, работник бая, самодеятельный домбрист-импровизатор выступал на торжествах в аулах. Он стал популярным, когда начал сочинять собственные наигрыши-кюи, да ещё петь о жизни степняков, о природе родного края. Он слыл храбрым и своенравным человеком, не терпел жестокости, унижения, обмана, поэтому в своих сочинениях высмеивал обидчиков. Однажды он угнал коня, за оплату своего труда у бая. По справедливости. У казахов тогда существовал степной закон – барымта – долг возвращать лошадьми без спроса. Кстати, за такое нарушение его преследовали всю жизнь.
Творчеством композитора Сагырбаева музыковеды всерьёз занялись только в 30-е годы прошлого века. Его кюи они переложили в ноты. (В наше время опубликовано около 70 кюев). И заиграли их домбристы-одиночки, оркестры, доставляя зрителям огромное удовольствие. В жизни Курмангазы много было разных слушателей, они по-разному воспринимали его творения, но святая сила покровительствовала ему, приводя к нему при жизни и Никиту Савичева, и Дину Нурпейсову, после смерти - и Ахмета Жубанова, и Евгения Брусиловского, и многих других.
Когда возраст Курмангазы перевалил за 60 лет, а за ним всё ещё «ходила» статья закона, он обращается к акиму 1 и 2 Приморских округов Букеевской орды М.Ш Бекмухамбетову с просьбой избавить его от преследований полиции. Макаш Шолтыревич советует ему переселиться в один из аулов Астраханской губернии, где живут сородичи, а сам справляет ему «вольную» от председателя Временного совета Внутренней Орды Лазеревского. Он переехал в село Сахма, находящееся недалеко от Алтынжара. Это решение он принял, видимо, с благодарностью. Душа его приняла и покой, и людей на новом месте. Здесь он жил и творил до кончины.
В советские годы творчество композитора раскрывается с новой силой, его музыка звучит посредством симфонического оркестра в знаменитых залах мира, и он становится героем других произведений. Так, появляется опера «Курмангазы» (её начал сочинять при жизни А. Жубанов, а завершила дочь Газиза), о нем издаются книги. Из астраханских писателей первым написал повесть «Чародей» в апреле 1976 года Хайдар Ирмуратов. А наш современник Геннадий Васильев в 2010 году выпустил роман «Сары арка», которого хорошо приняли и в Казахстане – он переведён на казахский язык. Геннадий Павлович рассказывал мне такую историю: «Однажды приснился сон под утро. Явился Курмангазы и внятно спросил: «почему ты не пишешь обо мне? Приходи…» Проснулся с каким-то непонятным чувством. Сон уже не шел. Засветлело. Выглянул в окно: на улице стояла промёрзлая погода, шел мелкий мокрый снег. И я поехал в Алтынжар, посетил могилу композитора, музей, культурный центр. Приобрёл массу впечатлений и вскоре сел за книгу». О Сагырбаеве писали поэты Владимир Ерофеев, Александр Никитин и другие, а тележурналист Алла Сидоренко создала видеофильм «Вещие струны». И каждый из них имеет свою историю подхода к теме, думаю, даже духовную связь с Курмангазы.
Его чтили в музыкальном мире как феномена, в обществе - как человека с несгибаемым характером, борца за свободу, духовного целителя. Кстати, у него есть кюй «Назым». История возникновения такова. Как-то Курмангазы приехал в аул. Там собирались хоронить девушку. Домбрист, соскочив с лошади, пощупал пульс её, затем провел какие-то манипуляции руками и велел перевести девушку в юрту, заявив, что она жива. Так и случилось, через несколько минут она открыла глаза. По этому случаю он написал кюй, назвав по имени девушки. Говорят, потом она стала его названной дочерью.
Известно, что в повседневной жизни он был не только домбристом, но и охотником, умел ловить рыбу, то есть находил себе пропитание не только посещением праздников в аулах или угоном лошадей у баев. Замечу, все произведения композитора автобиографичны, по ним можно прослеживать его жизненный путь и позицию.
Его именем дорожат жители Казахстана и отдельных областей России. В 1959 году постановлением правительства Казахской ССР ставится памятник в виде обелиска на могиле. По инициативе председателя алтынжарского колхоза им. Курмангазы Валитхана Джумамуханбетова в 1986 году открывается его музей, в специально построенном здании. В 1996 году над могилой воздвигается мавзолей, а через несколько лет на склоне холма сооружается региональный культурный центр его имени. Комплекс строится на средства четырёх соседних областей Казахстана и Астраханской области. В 2002 году учреждается областная премия по культуре его имени, в 2008-м в центре Астрахани ставится бронзовый памятник композитору.
Когда рассматриваешь эту цепь событий, связанной с именем Курмангазы только в Астраханской области, приходишь к мысли: велик этот человек, не имевший богатства, но дороживший божьим даром и сумевший встать в полный рост перед самодержавием. Он и после смерти посредством силы духа продолжает сплачивать людей, объединять государства на добрые дела. Святость его – в силе влияния на душу слушателя, даже далёкого от музыки человека. Его музыка заставляет человека самоутверждаться, стать уверенным в поступках. Аруах – так называют казахи святую силу. И он вечен у К.Сагырбаева, как и его музыка - гимн природе и человеку. Теперь село Алтынжар стало местом паломничества многих тысяч людей, которые приезжают сюда не только отдавать дань памяти великому музыканту, но и получать заряд духовности, стойкости. Я слышал и такую историю.
Однажды в высоких кругах власти Казахстана родилось предложение перенести прах К.Сагырбаева на историческую родину, но оно не исполнилось. Мне кажется, и тут вмешался аруах композитора, ведь на астраханской земле он, наконец, приобрёл покой и вторую родину и здесь ему оказывали великие почести даже после смерти. Простых случайностей в природе не бывают. Высшие силы выбирают гениев и предвидят будущее.
Амиржан Истилеев, журналист.
Октябрь 2018года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5