Оформление вообще, и в частности создание упаковок для продуктов питания и промышленных товаров, - это не обязательно картинки в лоб. Оформители с огоньком имеют право и какую-то "отсебятину" наворотить. В том, насколько удачно оформитель реализует свою мысль, тем он сделает более привлекательным товар для покупателя. Конечно, если есть насущная потребность в товаре, никакая невзрачная упаковка не помешает торговле. В советское время, по тем или иным обстоятельствам непреодолимой силы, в торговле именно так и было. Торговым организациям просто не было необходимости приукрашивать свой товар, - в условиях дефицита его отрывали с руками и так. Но такое правило работает ровно до тех пор, пока существует недостаток этого продукта. На насыщенном рынке, тот производитель, который первым смекнёт, что есть законы продвижения товаров (в наше время это называется маркетингом), в которых упаковка занимает одно из важных мест, - тот станет первым на потребительском поле. И не важно, социализм это или капитализм.
К сожалению, социализм в этом вопросе оказался более тяжёл на подъём. Железобетонно считалось, что качество товара – главный двигатель торговли и дополнительная реклама не требуется. Но, увы, потенциальный покупатель охотнее бросался на яркую с изюминкой оформленную этикетку, чем на серую упаковку, даже и хорошо зарекомендовавшего себя товара.
Помните про папуасов, которые за дешёвые стеклянные бусы с радостью отдавали, добытые тяжким трудом, плоды охоты и сельского хозяйства? Сразу возникают ассоциации, как мы "Родину продали за джинсы". Но ведь редко кто задумывается, что папуасы не умели варить стекло и потому платили за бусы огромную цену. Но для СССР сделать уж что-что, а "джинсы" было раз плюнуть! Однако не сподобились, а только высокомерно игнорировали этот вопрос. Что ж потом-то всплёскивать руками?..
Понятно, что джинсы здесь упомянуты как аллегория, иносказательно, так сказать. Людям, от папуасов до наших дней, свойственно зависеть от товарных фетишей. Особенно когда в животе давно не урчит. Типа, не хлебом единым. Это я о том, что на сытый желудок хочется чего-то необычного. Разве этого не понимали ответственные товарищи, в которых ещё раньше, чем у простого люда, стали бродить "предательские" настроения в виде предпочтений ярких западных обложек?
Беспокойства не случилось даже тогда, когда во второй половине 80-х в глубинной среде появилась такая смешная мода, от которой нормальные люди не знали плакать или смеяться. На кухне у многих, с первого взгляда вполне здравомыслящих граждан, на полках стояли, в качестве украшения интерьера, батареи опорожненных бутылок из-под иностранного алкоголя, ряды пачек выкуренных американских сигарет, или опустошённых банок из-под импортного кофе. Как утверждали хозяева таких коллекций, в импортной бутылке с красивой яркой этикеткой отечественное "плодово-выгодное" вино на разлив становилось как будто благороднее. А почему бы и нет? Даже столовский шницель со слипшимися рожками в тарелке из императорского сервиза и серебряными приборами вряд ли окажется по ощущениям будничным приёмом пищи…
Извращение, конечно, но всё же осмелюсь оправдать этих людей. Оформление этих бутылок, коробок и банок, никуда не денешься, действительно, занимало взор и украшало малогабаритную кухню в стандартной панельке. Меня поймут те, кто помнит, на какой второсортной бумаге, на каком низком полиграфическом уровне и каким убогим было оформление многих советских товаров. В общем, глаза бы не смотрели…
Но остановимся. Мы и так слишком далеко зашли. А всего-то есть желание вспомнить и обсудить одну конкретную работу.
Красноармейская, 79.
(С В.И. Лениным к молочным рекам с кисельными берегами).
Не подумайте, что я вложил в подзаголовок некий саркастический смысл. Если и есть здесь что-то ироническое, то это печальное сожаление, что сказки не становятся былью. И часто по нашей собственной несознательности.
Было такое высказывание, объясняющее в 1991 году нежелание народа жить ради несбыточных проектов и идей, мол, "эгоистическую природу человека" переделать невозможно и поэтому не имеет смысла зря тратить время. Да уж, господа-бывшие товарищи, - скользкое оправдание!..
Впрочем, не будем философствовать и копаться в словесной казуистике и политических хитросплетениях (и уж тем более "кусать локти"), исторические процессы – это не однопричинное явление. Давайте просто вспомним ещё об одной городской достопримечательности из нашего советского прошлого…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5